1. Как бороться с интермэрриджем, или гиюр во имя спасения
Помните анекдот про я сейчас повешу трубку и умру? Так вот, практически такой же случай, но только реальный, описал в своей книжке некий американский еврей, ставший православным священником:
Моя двоюродная сестра страстно влюбилась в нееврея и собралась за него замуж. Вся семья взволновалась. Дядя был вне себя и даже объявил голодовку. Он заявил, что не возьмет в рот ни крошки, пока молодой человек, потенциальный жених, не согласится принять иудаизм. Это была не шутка: голодовка длилась много дней, и родственникам пришлось поместить дядю в больницу. Скандал и переполох в семье достигли своего пика, и бедный юноша сдался – согласился принять веру евреев и действительно вскоре был обрезан. Только представьте, какой самоотверженности и мужества это потребовало от молодого человека. Любого взрослого мужчину отпугнула бы эта болезненная и неприятная процедура. Но наш «жених» оказался неробким.
Когда решение об обрезании было принято, дядя прекратил голодать, к большой радости всей родни.
Как известно, в еврейской литературе обсуждается немало разных случаев, когда человек принимает иудаизм не из религиозных, а из земных соображений (например, ради брака). Но вот прецедентов, когда это делается ради спасения жизни еврея аз, многогрешный, пожалуй, не припомню. Так что надо будет при случае подкинуть ее специалистам.
2. История одной миниатюры
Из воспоминаний Розы Винавер, жены известного кадетского лидера Максима Винавера:
Мать моего мужа происходила из раввинской семьи, и отец ее был сыном знаменитого пражского раввина. В семье М. М-ча передавалась легенда о замужестве его бабушки. Мать этой бабушки была просватана за кого-то, которого она, по обычаю, совершенно не должна была до свадьбы видеть и кото-рого случайно и родители ее не знали. Когда жених приехал на свадьбу, он оказался горбатым и хромым. Но делать было нечего: слово было дано, и свадьба состоялась. Когда же бабушку моего мужа сосватали с сыном раввина из Праги, родители ее потребо-вали, для того чтобы не повторилась такая же история, чтобы обе стороны обменялись портретами жениха и невесты. Фотографий тогда не было, и потому сделаны были миниатюры, маленькие портреты в красках на слоновой кости.
Кстати, и с появлением фотографии дело изменилось далеко не сразу, о чем есть красноречивые свидетельства Венгеровой или Переца. Так что те, кто утверждают, что нынешняя ортодоксия исключительно устрожает, видимо, просто не совсем знают, как было в прежни годы, когда не было свободы.
Пы. Сы. Еще попалось рассуждение Розанова о хасидизме и цадиках (интересное не само по себе, а контекстом), но оно оказалось известным, поэтому в комментах для желающих.