Top.Mail.Ru
Новый год и русские евреи - о.Арониус — LiveJournal
? ?
о.Арониус
December 30th, 2018
09:30 am

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
Новый год и русские евреи
В продолжение темы о марранах ХХ века. Нашел в сети еще две статьи о русских евреях-эмигрантах, вынужденных переосмысливать свое отношение к Новому году. (Автор второй - дочь elinka, с которой мы в свое время интересно общались в ЖЖ).

1. New Year’s Eve behind the Iron Curtain.

Mr. Lieberman, the principal of Solomon Schechter Day School in Chicago, called all the Russian fifth graders into his office. He drew a triangle on the green chalkboard.

“This is a Christmas tree,” he said.He drew a cross inside the triangle. “And this is why you can’t put up a tree anymore.”

Vitalik, Zhenya, and I protested in our broken English. Our families didn’t put up Christmas trees! We celebrated New Year’s Eve! By the ripe old age of 10, all three of us had experienced lives as “good Communists” and “dirty Jews.” Accusing us of celebrating Christmas seemed unfair. He patiently listened to our arguments, but pointed at the cross inside the chalkboard triangle: “No tree. Now you can celebrate Chanukah.”

As an adult, I now understand Mr. Lieberman’s disappointment in the awkward Russian-speaking kids who couldn’t figure out milk and meat days, who couldn’t learn the Hebrew prayers, who didn’t understand why they had to give up their old holidays.

We were not what they expected. Having been rescued from the wreckage of an atheist empire and given a full scholarship to an expensive private school, we did not rush headlong to embrace our religious freedom. After such a prolonged absence from Jewish life, we were in a state of cultural fugue. We continued to wander, unaware that we were already home, remained unresponsive when called by our Hebrew names. We held fast to our foster traditions, still believing we were Soviet.

I wanted to please the school principal and felt a burning shame knowing that, as we rang in 1990, in my house we would still put up a New Year’s tree. But we couldn’t trade New Year’s Eve for Chanukah.


2. Confessions of a Russian-New-Year's-celebrating Orthodox Jew.

"You know, New Year's is a Christian holiday." I say this as my mother chops onions and throws them into a frying pan.

"Kakoi Christian?" she shakes her head. "You think we knew anything about Jesus when we lived there? Do me a favor, fetch me two more onions."

I sigh and go to the pantry. It had been the same argument every year, as my yeshiva teachers continually taught us that New Year's was most definitely a Christian holiday, and as my Soviet-born parents continued to insist that we would be celebrating the holiday regardless. For my family, 'Noviy God' was a time of tangerines wrapped in gold foil and imported from Elsewhere, a time to attend the Young Communists' annual dances and to sing guitar ballads about love, life, youth -- while in school, I learned that New Year's Eve was nothing less than a Sodom and Gomorrah erupting as people took to the streets to celebrate.

"It's the beginning of a new calendar year, that's all," my parents would say, shrugging off my complaints. Every time I told them that it was forbidden, they'd tell me simply, "It's the one holiday we had, don't you understand?" And that was that. Every year I surrendered, joining my family for their celebrations though I was sure I was guilty of utter idolatry.

It became my reluctant secret: I was a crypto-New-Year's-celebrating Orthodox Jew. On December 31st I'd come to school with a velvet dress and party shoes in my backpack, smiling uneasily to my classmates and knowing that in a matter of hours I'd be sinning and also probably enjoying it. After classes ended, I'd run to the bathroom, change out of my long skirt and into my dress, and slip out to meet my parents and sisters waiting in the back.


В общем, забавно наблюдать, как, благодаря настойчивым усилиям ревностного не по разуму еврейского истеблишмента, Новый год приобрел для многих эмигрантов совершенно новые смыслы. В данном контексте, ИМХО, ну совершенно излишние, хотя очень и очень важные, поскольку связаны они с такими вещами, как идентичность, традиция (настоящая, а не только вычитанная в книжках), коллективная память и т.д.
Израильское "полуторное поколение" и проч. - про это же самое, разумеется.

Ну и немного о другом, хотя тоже о евреях и Новом годе. В 1977-78 гг. в тамиздатском журнале "Время и мы" была опубликована 1 часть романа Галича "Блошиный рынок" (Судьба второй части, увы, неизвестна). Где есть, в частности, такой отрывок:

...Подобные районы есть почти в каждом большом городе Советского Союза — унылые одинаковые дома, с одинаковыми крышами, окнами и подъездами, одинаковыми лозунгами, которые вывешивают в праздничные дни и одинаковыми матерными словами, нацарапанными карандашами и гвоздями на стенах. И стоят эти одинаковые дома на одинаковых улицах с одинаковыми названиями — Коммунистическая, Профсоюзная, улица Мира, проспект Космонавтов, проспект, или площадь Ленина.

...Легко вообразить себе этакую водевильную, но при этом вполне правдоподобную историю — беспробудно пьяный командировочный вылетает из Москвы домой, но по ошибке его сажают не в тот самолет. Самолет, естественно, прилетает в какой-то совсем другой город, но бывший командировочный, все еще не успев протрезветь, садится в такси, произносит заплетающимся языком свой адрес. И шофер привозит его на Профсоюзную улицу к дому номер 116 и командировочный, цепляясь за перила, поднимается на свой четвертый этаж, отпирает дверь своей, как он предполагает, квартиры, вешает пальто на вешалку, швыряет в угол чемодан и заваливается спать. А на рассвете с ночной смены приходит женщина, у которой муж, по случайному совпадению (чего не бывает в водевилях и в советской действительности?!), тоже находился в командировке. Увидев, что муж вернулся, женщина ложится спать, а командировочный, проснувшись утром, тихонько, чтобы не будить жену, отправляется на работу, решив, что позавтракает он по дороге на улице Космонавтов, в кафе "Молодежное". И, конечно же, на обязательной улице Космонавтов имеется обязательное кафе "Молодежное", а подают в этом кафе обязательный завтрак — еле теплую черную бурду, которая называется кофе и очень горячие сосиски в целлофановой обертке — для того, чтобы эту сосиску съесть, надо, обжигая пальцы и произнося шепотом и вслух всякие нехорошие слова, попытаться содрать с нее целлофан.


Фильм Рязанова к тому времени уже 3 года как вышел на экраны. Более того, пьеса Брагинского "С легким паром", по которой он был снят, с успехом шла в нескольких театрах с 69 года, т.е. задолго до отъезда Галича. Так что решительно не понимаю, что бы сей сон означал.

Current Music: Хованщина (Фурланетто)

(24 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:kouzdra
Date:December 30th, 2018 07:47 am (UTC)
(Link)
На сам деле РПЦ держась за юлианский календарь автоматом пролетает мимо единственного реального массового религиозного праздника в РФ (пасха по моим наблюдениям опять умерла) - потому что в раскладе 31-7-е пить естественно начинают 31-го, а рождество отмечают уже только самые стойкие.

В варианте 25-1-е было бы наоборот.

Лет 10 назад в одной фирме у которой был (и есть впрочем) очень популярный на западе продукт на форуме под рождество был обмен сообщениями от инопользователей в смысле

- когда вы эту багу исправите
- рождество же
- они коммунисты - они рождество не празднуют
- мы все празднуем!
[User Picture]
From:o_aronius
Date:December 30th, 2018 07:51 am (UTC)

раскладе 31-7-е пить естественно начинают 31-го

(Link)
Это слабые духом. Сильные приступают уже в католическое рождество. :)

****В варианте 25-1-е было бы наоборот

Судя по мемуарам и другим источникам, дореволюционный русский человек был двужилен и к НГ только разгонялся.
[User Picture]
From:kouzdra
Date:December 30th, 2018 08:16 am (UTC)

Re: раскладе 31-7-е пить естественно начинают 31-го

(Link)
Это конечно есть - старый новый год не даром тож отмечают. В этом году кстати на воскресенье приходится

По поводу чего Кортнев и Ко милую песенку про "новый проект национальной идеи" написал - "отстаньте от нашей нации с 1-го по 13-е":

[User Picture]
From:kouzdra
Date:December 30th, 2018 09:01 am (UTC)

Re: раскладе 31-7-е пить естественно начинают 31-го

(Link)
Свободно пересказанная мной переписка с форума продукта как раз примерно 25-го и происходила.

А вообще - йоль традиционно 12 дней был. У нас еще разница календарей добавила
[User Picture]
From:lana_korobova
Date:December 30th, 2018 08:03 am (UTC)
(Link)


...Подобные районы есть почти в каждом большом городе Советского Союза — унылые одинаковые дома, с одинаковыми крышами, окнами и подъездами, одинаковыми лозунгами, которые вывешивают в праздничные дни и одинаковыми матерными словами, нацарапанными карандашами и гвоздями на стенах. И стоят эти одинаковые дома на одинаковых улицах с одинаковыми названиями — Коммунистическая, Профсоюзная, улица Мира, проспект Космонавтов, проспект, или площадь Ленина.
"Название потерялось", Оскар Рабин (советский период)

[User Picture]
From:o_aronius
Date:December 30th, 2018 08:10 am (UTC)
(Link)
Да, очень в тему. :)
Хотя никогда не был поклонником Рабина и ценителем подобного творчества.
[User Picture]
From:lana_korobova
Date:December 30th, 2018 08:25 am (UTC)
(Link)
так дык: соцреализм! Как есть. Без прикрас. И, надо отметить, стилистические приемы, тех.школа также соц.арт. Всего-то навсего - чуток гротеску.

Большинство узревают депрессняк, наговор на сов.действительность. Ничего подобного. Не депрессия, а реализм, не наговор, а реалистическое видение сов.действительности.

[User Picture]
From:lana_korobova
Date:December 30th, 2018 08:08 am (UTC)
(Link)
Белый дом
Оскар Яковлевич Рабин
1965
[User Picture]
From:ermite_17
Date:December 30th, 2018 08:20 am (UTC)
(Link)
Что ж тут удивительного? Задолго до эмиграции Брагинский ему рассказал замысел, а про пьесу и фильм он не знал. Если разговор был в сильном подпитии - тем более могло сохраниться в памяти как собственная идея.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:December 30th, 2018 08:26 am (UTC)
(Link)
Про пьесу Галич не мог не знать:

Песни Галича, хотя фамилия его и не указана в титрах, звучат в фильме «Учитель пения» и должны были звучать в спектакле «Ирония судьбы», по сюжету которых был позже снят одноимённый фильм. В последний момент песни были запрещены по указанию КГБ.

Что идею Брагинскому тоже подарил Галич, тоже не исключено. Но вставлять ее в свой романа ПОСЛЕ того, как тот ее использовал - ИМХО, несколько странно.

Edited at 2018-12-30 08:26 am (UTC)
[User Picture]
From:ermite_17
Date:December 30th, 2018 08:37 am (UTC)
(Link)
Рязанов и Брагинский, запрашивая разрешение на использование стихов (даже не песен, потому что композитор у них был свой), могли не рассказывать сюжет фильма, или Галич мог пропустить мимо ушей.
Я все-таки думаю, что это какой-то глюк в памяти сильно пьющего человека.
[User Picture]
From:ermite_17
Date:December 30th, 2018 08:21 am (UTC)
(Link)
т.е. не "рассказал", а "мог рассказать".
Или сам подарил Брагинскому сюжет.
[User Picture]
From:idelsong
Date:December 30th, 2018 09:40 am (UTC)
(Link)
Галич эмигрировал в июне 1974 г., за полтора года до выхода "Иронии судьбы". Будучи за железным занавесом, мог и не знать.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:December 30th, 2018 09:43 am (UTC)
(Link)
Пьеса Брагинского шла в театрах с 69 года. Причем песни к спектаклю заказали самому Галичу.
[User Picture]
From:itrech
Date:December 30th, 2018 12:44 pm (UTC)
(Link)
Насчет Галича странно то, что если он эмигрировал за несколько лет до того, как это написал, как он сумел не заметить невзрачных районов в других странах и продолжал думать, что это что-то исключительно советское?

[Не сумею удержаться, чтобы не рассказать одну сценку. Комната одного израильского учреждения выходила окнами на старый район - страшненькие, ободранные дома на столбах. Израильтянин, начальник невысокого ранга рассказывал о поездке в Минск (год 2018): "Мне там не понравилось. Блоки...Коммунисты"... ("блоки" имеется в виду жилые кварталы).
То есть у человека прямо перед глазами такие "блоки", что смотреть тошно, но он их в упор не видит? Возможно, сам живет в хорошем месте, поэтому страдает такой странной слепотой, не знаю. А в Минске, насколько я помню еще по советским временам, как раз очень просторные и довольно приятные кварталы].


Edited at 2018-12-30 12:55 pm (UTC)
[User Picture]
From:steblya_kam
Date:December 31st, 2018 07:22 am (UTC)
(Link)
Господи, как же мне их жалко.
Отчасти напоминает то, что на русских свалилось в 90-е годы: "ты русская - значит, ты православная - значит, напяливай платок, ходи в церковь и празднуй пасху". Но я свой выбор сделала - осталась неверующей. И мне пока ещё не пытаются запретить праздновать Новый год. (Смешно, но попытки наехать на Новый год лет 10-15 назад со стороны православных попов были, но против массовой традиции попереть они не смогли и теперь возле церквей выставляют новогодние ёлки - с соответствующими поздравительными постерами).
[User Picture]
From:o_aronius
Date:December 31st, 2018 07:51 am (UTC)

попытки наехать на Новый год лет 10-15 назад со стороны п

(Link)
Тут все дело в календарной реформе. До революции, когда НГ наступал после Рождества (и, соответственно, Рождественского поста) они никому не мешал.

Так что нынешним православным, желающим праздновать НГ, приходится крутиться. :)
[User Picture]
From:steblya_kam
Date:January 6th, 2019 05:28 am (UTC)

Re: попытки наехать на Новый год лет 10-15 назад со стороны

(Link)
С Новым годом!
Думаю, что наезжавшие, о которых шла речь в моём комменте, слишком глупые, чтобы понимать что-то в календарной реформе. 90% россиян называют 25 декабря "католическим рождеством" и вообще не в курсе, что до 1917 г. весь православный мир отмечал его именно в этот день. Они даже не в курсе, что почти все православные страны продолжают его праздновать 25 декабря.
[User Picture]
From:colonelrabin
Date:December 31st, 2018 05:22 pm (UTC)
(Link)
Батюшко Арониус, я сильно сомневаюсь, что нижеследующее будет для вас новостью, но все же оно премило и приятственно само по себе и хорошо укладыввается в ваш дискурс:

Галахот Нового года.

1. Поскольку об этом празднике ничего не сказано в Торе, то его относят к галахот де-рабаним. И из-за святости этого дня начинают готовиться к нему заранее. Некоторые – за один день, другие – за два, а наиболее праведные – за неделю.
2. Есть обычай совершать накануне праздника ритуальное омовение, как сказано: «Каждый год тридцать первого числа мы с друзьями ходим в баню».
3. Принято специально украшать к этому празднику синагогу. Ставят на ковчег завета елку в соответствии со стихом: «древо жизни она для держащихся ей». Изначально надлежит ставить настоящую елку. Поставил синтетическую – выполнил обязанность, но настоящие ревнители так не поступают.
4. Украшают верхушку елки звездой, в память о стихе: «Восходит звезда от Иакова». И вешают по всей синагоге гирлянды из горящих лампочек, как сказано: «Свеча – заповедь и Тора – свет».
5. Из-за святости дня дают в этот день вести молитву старцу седобородому. И если нет такого в общине – приклеивают ведущему бороду из белой ваты.
6. И дают ему в руки посох, а за плечи – мешок, дабы напомнить о стихе: «арамейцем-скитальцем был Авраам отец мой».
7. На новогоднюю трапезу собираются перед полуночью, дабы сделать её тикун на весь год, как сказано: «Как Новый год встретишь, так его и проведёшь».
8. Что значит «Как Новый год встретишь, так его и проведешь»? Рабби Меир считал – это о заповеди бдения в эту ночь. Но мудрецы говорили – достаточно молится до полуночи.
9. И ровно в полночь освящают новый год над вином. Что значит «над вином»? Рабби Меир считал — над шампанским. А мудрецы говорили — над любым спиртным напитком.
10. Есть обычай у благочестивых людей ходить в эту ночь к друзьям и соседям и дарить подарки, дабы и они поучаствовали в святости дня.
11. И принято веселиться и праздновать всю ночь напролет, ибо сказано: «И страстные, дикие звуки всю ночь раздавалися там».
12.Упал лицом в салат: школа Шамая учит: поднять и вымыть, а школа Гиллеля учит: оставить лежать, в соответствии с правилом: присутствовал на новогодней трапезе, хоть в салате, хоть под столом — выполнил заповедь.
13. Утром на следующий день принято начинать молитву позже обычного, дабы молящиеся могли молиться сосредоточено. И вместо приветствия принято пожелание:

С НОВЫМ ГОДОМ!
[User Picture]
From:o_aronius
Date:December 31st, 2018 06:04 pm (UTC)
(Link)
Новостью, безусловно, не будет. :)))
[User Picture]
From:colonelrabin
Date:December 31st, 2018 06:16 pm (UTC)
(Link)
:)
[User Picture]
From:o_aronius
Date:December 31st, 2018 06:28 pm (UTC)
(Link)
А вот это уже не мое.
[User Picture]
From:colonelrabin
Date:December 31st, 2018 06:36 pm (UTC)
(Link)
А вот окончание за упокой - так блевать и кидат.
Powered by LiveJournal.com