Top.Mail.Ru
Календарное: Возможное происхождение одной легенды - о.Арониус — LiveJournal
? ?
о.Арониус
December 20th, 2018
09:01 am

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
Календарное: Возможное происхождение одной легенды
Кажется, мне удалось понять источник одной легенды, весьма популярной в современном еврейском мире, и то и дело упоминаемой по самым разным поводам, вплоть до новой постановки "Скрипача на крыше":

For some older immigrant Jews — depending on their backgrounds and family histories memories, but especially those from the Pale of Settlement, where “Fiddler” is set — the Christmas season can conjure frightening memories. May grandmother was born in Czarist Russia, and even after she came to America she used to tense up and become fearful with the approach of Christmas,” Laemmle recalled. “That usually was when the pogroms swept across the old country.”

Почему я говорю "легенда"? Потому, что "in Czarist Russia" абсолютно все, и евреи, и русское начальство, ждали и опасались погромов совсем в другое время:

Южные города на Пасхе живут всегда немножко на вулкане. Перед праздниками расклеиваются объявления, в которых запрещаются скопища народа. По улицам ходят патрули. Чтобы «меньшая братия» чувствовала себя в эти дни подовольнее жизнью, устраиваются розговены для «босяков». В пожертвованиях на эти розговены принимают очень большое участие евреи. Это, так сказать, страхование от погромов.

И эти опасения были, увы, не напрасными. Погромы 1881-82 года начались именно на Пасху; на Пасху же произошли погромы в Николаеве и Кишиневе. Однако что касается рождества, то в это время, наоборот, все было тихо.

Более того, сами евреи, вспоминающие якобы имевшиеся рождественские ужаса, упоминают при этом пасхальные реалии - например, проповеди о том, что "жиды Христа распяли":

Living in a little shtetl in Poland, they knew what to expect. The local parish priest would deliver his sermon filled with invectives against the Jews who were pronounced guilty of the crime of deicide, responsible for the brutal crucifixion of their god and therefore richly deserving whatever punishment might be meted out against them.

Впрочем, процитированный тескс содержит очень важное указание - не просто "царская Россия", но конкретно Польша. И это, в свою очередь, наводит нас на еще один польский мемуар - некой
Хильды Полячек (1882-1967):

Я помню первое рождество, когда мне не разрешили выйти на улицу. Папа сказал, что после церковной службы планируется погром...Польские евреи боялись Рождества...Вскоре я услышала, что в церкви неевреев учат, что евреи убили Христа. Поэтому рождение Христа они отмечают убийством евреев, сожжением синагог и разрушением их домо

Поскольку Полячек приехала в Америку в 1892 году десятилетней девочки, ее воспоминания относятся к 80-м годам. И это однозначно указывает на событие, которое могло вызвать подобную реакцию - Варшавский погром 1881 года, действительно случившийся на Рождество.

Из описания погрома очевидно, что он не имел отношения ни к рождеству, ни вообще к религии - инцидент, ставший поводом, мог случиться хоть в театре. Погром произошел неожиданно, был осужден польской интеллигенцией, других рождественских погромов не было ни до, ни после. Тем не менее, вполне понятно, что для польского еврейства польское еврейство это оказалось серьезной травмой.

Видимо, именно эта травма, к тому же наложившаяся на старые фобии (да же Полячек пишет, что рождественская елка была для ее матери "дурным знаком", и она "вздрагивала всякий раз, когда ее видела", и привела к тому, что в национальной памяти Пасха перепуталась с Рождеством, и единственный случай стал восприниматься как правило.

Current Music: Травита (Гедда, Котрубас, Макнейл)

(28 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:idelsong
Date:December 20th, 2018 07:54 am (UTC)
(Link)
http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Christmas

Особенно порадовало, что в Белоруссии Рождество на идише называли "Ёлкес".

Edited at 2018-12-20 07:56 am (UTC)
[User Picture]
From:o_aronius
Date:December 20th, 2018 07:59 am (UTC)
(Link)
Ignatz Bernstein’s 1908 collection of Yiddish sayings offers a single proverb—Nitl iz a beyzer layd (Christmas is a wicked burden)—and explains that this saying reflects a history of violence against Jews on Christmas Eve from the time of the Middle Ages.

Гугль при этом знает только один рождественский погром - упомянутый варшавский.

Вообще же процитированная энциклопедия - источник удивительных открытий. Вот, например, статья о погромах:

The first Odessa pogrom, in 1821, was linked to the outbreak of the Greek War for Independence, during which the Jews were accused of sympathizing with the Ottoman authorities.
[User Picture]
From:idelsong
Date:December 20th, 2018 08:04 am (UTC)
(Link)
Константинопольских евреев обвиняли в том, что они убили патриарха и выбросили труп в море, где его подобрал русский корабль и привез в Одессу. То есть в проосманских симпатиях справедливо обвиняли турецких евреев, но греки не различали.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:December 20th, 2018 08:14 am (UTC)
(Link)
Я, собственно, не сомневался, что вы в курсе, что именно стало катализатором одесского погрома.
Но авторы энциклопедии, видимо, решили, что их читателям это знание будет лишним, и придумали столь изячную формулировку.

**** что они убили патриарха

Убили его все-таки турки, с этим никто не спорил. Евреев обвиняли, что они надругались нас мертвым телом.

[User Picture]
From:idelsong
Date:December 20th, 2018 08:21 am (UTC)
(Link)
В Османской империи палач - нередко еврейская профессия (фамилия Бардуго), поэтому не удивлюсь, если еврей и был палачом. Это могло бы объяснять, почему тело дальше выдали евреям для надругательства. Надо разобраться.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:December 20th, 2018 08:34 am (UTC)
(Link)
Я несколько раз пытался, но первоисточников на известных мне языках найти не удалось.
[User Picture]
From:lana_korobova
Date:December 20th, 2018 09:09 am (UTC)
(Link)
этнические евреи практически по всей Европе лишены подавляющего большинства гражданских прав. Им на откуп отдавались самые презренные профессии. Например, в Украине, на территориях присоединённых к Речи Посполитой, поляки использовали евреев, например, в качестве сборщиков податей с верующих, посещающих православную церковь. Также им на откуп было отдано растовщичество и др. способы заработка. Старьевщичество, к примеру.
[User Picture]
From:idelsong
Date:December 20th, 2018 09:16 am (UTC)
(Link)
Не понял, что в данном случае означает слово "этнические". Как раз крещеные этнические евреи пользовались всеми правами, в Речи Посполитой они автоматически приписывались к шляхте.
[User Picture]
From:lana_korobova
Date:December 20th, 2018 09:34 am (UTC)
(Link)
вы правы. Речь о евреях-иудеях.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:December 20th, 2018 09:17 am (UTC)

качестве сборщиков податей с верующих, посещающих пра

(Link)
История о том, что евреи, якобы, арендовали церкви, подобна истории мидян - темна и непонятна. :)
[User Picture]
From:lana_korobova
Date:December 20th, 2018 09:25 am (UTC)

RE: качестве сборщиков податей с верующих, посещающих п

(Link)
все возможно. К слову о мифотворчестве. Я не историк ,к сожалению.

Edited at 2018-12-20 09:26 am (UTC)
[User Picture]
From:lana_korobova
Date:December 20th, 2018 09:02 am (UTC)
(Link)
объективности ради, надо отметить, что вряд ли обошлось и без морализаторского мифотворчества. Этим грешили все и повсеместно. Особенно сие явление было распространено в среде в т.н. низших слоях общества. Уже при советской власти мифотворчеством занималось КГБ. Сегодня мы наблюдаем новые мифологемы сочиняемые, к примеру, рос.пропагандой. Яркий пример: девочка Лиза в Германии. Миф развенчали об изнасилованной русской девочке эмигрантами, но как в истории с серебряными ложечками: ложечки нашлись, а осадочек остался.
Я провела пару лет назад Новый Год в кругу моих друзей - киевских евреев, воцерковленных, принявших иудаизм ,а вместе с ним и все блага ,которые в качестве бонуса, прикладываются. ) Но это старшее поколение так относится, несколько прагматично, я бы сказала. А вот более молодое реальное уже мыслит себя исключительно в русле чистокровных евреев-иудеев. Конечно же это было грустное зрелище )) Ни елки, ни игрушек новогодних, ничего ,что напоминало было веселый праздник Рождество Христово. Зато в Синагоге регулярно отмечаются религиозные иудейскией праздники всей общиной. Очень дружно, я бы сказала - душевно и весело. С музыкой ,танцами ,юмор и обильными застольями.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:December 20th, 2018 09:07 am (UTC)
(Link)
Про антиновогодние мифы, распространяемые в еврейских религиозных кругах, аз, многогрешный, писал неоднократно :)



Edited at 2018-12-20 09:10 am (UTC)
[User Picture]
From:lana_korobova
Date:December 20th, 2018 09:18 am (UTC)
(Link)
спасибо за ссылку )
[User Picture]
From:buddha239
Date:December 20th, 2018 05:20 pm (UTC)
(Link)
Кстати, о рождественских погромах я впервые (сегодня во второй раз:)) услышал от иудея-математика родом из Ленинграда.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:December 20th, 2018 10:50 pm (UTC)
(Link)
В определенных кругах это весьма популярная "версия, тщательно пестуемая и лилеемая.

Вот ИСТЧО один пример

That pogroms throughout the generations were carried out by gentiles shouting “Merry Christmas” (“Happy Easter,” too, later in the year) were not an aberration of the true spirit of Christmas – they, in fact, carried out the true spirit of Christmas.
[User Picture]
From:lana_korobova
Date:December 20th, 2018 09:16 am (UTC)
(Link)
Надо отметить ,что в среде религиозных евреев доходит до ярко выраженной нетерпимости к представителям иных конфессий и даже национальностей. Меня это неприятно поразило. Такое классическое сектанство. Напоминает черносотенство в среде рос.православных. Этакие настроения и взгляды, в основном умело кем-то формируемые. Речь об шовинистических,черносотенных настроениях в среде рос.православных.
[User Picture]
From:nomen_nescio
Date:December 20th, 2018 10:15 am (UTC)
(Link)
Молодец !
[User Picture]
From:o_aronius
Date:December 20th, 2018 10:24 am (UTC)
(Link)
Моей заслуги тут почти нет, почти всю работу сделал Гугль. Я же просто наткнулся на первую из приведенных ссылок.
[User Picture]
From:buddha239
Date:December 20th, 2018 05:26 pm (UTC)
(Link)
В Рождество христианам было бы логичнее вспоминать, кем был Христос по национальности; только вот папа у него, как известно, голубь.:)
[User Picture]
From:o_aronius
Date:December 21st, 2018 09:11 am (UTC)
(Link)
У евреев национальность по матери. :)))
[User Picture]
From:xxxxx
Date:December 21st, 2018 11:04 pm (UTC)
(Link)
или кем, как ты выражаешься "по национальности", был царь Ирод
[User Picture]
From:buddha239
Date:December 22nd, 2018 05:49 am (UTC)
(Link)
Идумеянином?
[User Picture]
From:xxxxx
Date:December 22nd, 2018 05:50 am (UTC)
(Link)
Штирлиц, вы еврей?
Нет, я русский!
А я немецкий!
[User Picture]
From:steblya_kam
Date:December 21st, 2018 08:49 am (UTC)
(Link)
Вспомнилась "Футурама" :-)
[User Picture]
From:o_aronius
Date:December 21st, 2018 09:10 am (UTC)

(Link)
???
[User Picture]
From:xxxxx
Date:December 21st, 2018 11:05 pm (UTC)
(Link)
Робанука?
[User Picture]
From:steblya_kam
Date:December 24th, 2018 09:59 am (UTC)
(Link)
Нет, серия про Рождество, там как раз ужасы - все прячутся от Деда Мороза, который является обезумевшим роботом (он начинает всех убивать именно в это время).
Powered by LiveJournal.com