о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Календарное: Возможное происхождение одной легенды

Кажется, мне удалось понять источник одной легенды, весьма популярной в современном еврейском мире, и то и дело упоминаемой по самым разным поводам, вплоть до новой постановки "Скрипача на крыше":

For some older immigrant Jews — depending on their backgrounds and family histories memories, but especially those from the Pale of Settlement, where “Fiddler” is set — the Christmas season can conjure frightening memories. May grandmother was born in Czarist Russia, and even after she came to America she used to tense up and become fearful with the approach of Christmas,” Laemmle recalled. “That usually was when the pogroms swept across the old country.”

Почему я говорю "легенда"? Потому, что "in Czarist Russia" абсолютно все, и евреи, и русское начальство, ждали и опасались погромов совсем в другое время:

Южные города на Пасхе живут всегда немножко на вулкане. Перед праздниками расклеиваются объявления, в которых запрещаются скопища народа. По улицам ходят патрули. Чтобы «меньшая братия» чувствовала себя в эти дни подовольнее жизнью, устраиваются розговены для «босяков». В пожертвованиях на эти розговены принимают очень большое участие евреи. Это, так сказать, страхование от погромов.

И эти опасения были, увы, не напрасными. Погромы 1881-82 года начались именно на Пасху; на Пасху же произошли погромы в Николаеве и Кишиневе. Однако что касается рождества, то в это время, наоборот, все было тихо.

Более того, сами евреи, вспоминающие якобы имевшиеся рождественские ужаса, упоминают при этом пасхальные реалии - например, проповеди о том, что "жиды Христа распяли":

Living in a little shtetl in Poland, they knew what to expect. The local parish priest would deliver his sermon filled with invectives against the Jews who were pronounced guilty of the crime of deicide, responsible for the brutal crucifixion of their god and therefore richly deserving whatever punishment might be meted out against them.

Впрочем, процитированный тескс содержит очень важное указание - не просто "царская Россия", но конкретно Польша. И это, в свою очередь, наводит нас на еще один польский мемуар - некой
Хильды Полячек (1882-1967):

Я помню первое рождество, когда мне не разрешили выйти на улицу. Папа сказал, что после церковной службы планируется погром...Польские евреи боялись Рождества...Вскоре я услышала, что в церкви неевреев учат, что евреи убили Христа. Поэтому рождение Христа они отмечают убийством евреев, сожжением синагог и разрушением их домо

Поскольку Полячек приехала в Америку в 1892 году десятилетней девочки, ее воспоминания относятся к 80-м годам. И это однозначно указывает на событие, которое могло вызвать подобную реакцию - Варшавский погром 1881 года, действительно случившийся на Рождество.

Из описания погрома очевидно, что он не имел отношения ни к рождеству, ни вообще к религии - инцидент, ставший поводом, мог случиться хоть в театре. Погром произошел неожиданно, был осужден польской интеллигенцией, других рождественских погромов не было ни до, ни после. Тем не менее, вполне понятно, что для польского еврейства польское еврейство это оказалось серьезной травмой.

Видимо, именно эта травма, к тому же наложившаяся на старые фобии (да же Полячек пишет, что рождественская елка была для ее матери "дурным знаком", и она "вздрагивала всякий раз, когда ее видела", и привела к тому, что в национальной памяти Пасха перепуталась с Рождеством, и единственный случай стал восприниматься как правило.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments