о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:
  • Music:

С рабочего стола: слуцкие раввины и хасиды

Из того же белорусского проекта: несколько анекдотов про слуцких раввинов Йосефа-Дова Соловейчика и Яакова-Давида Виловского, собранных Йегудой-Лейбом Грозовским (Гуром)

1. Дочь рабби Виловского хотела получить от мужа разводное письмо, но он не давал ей развод. Рабби Яаков-Давид сказал своим приближенных, что надо бы распустить слух, что его дочь ведет распутный образ жизни – тогда, по закону, муж должен будет с ней развестись. Собеседники возразили, что в этом случае после развода никто не захочет на ней жениться. На это раввин ответил, что в этом случае откроет ковчег завета и поклянется, что это ложный и беспочвенный слух.
Когда об этом узнал реб Шмуэль Симхович, он язвительно заметил:
- Теперь я понимаю, почему рабби Яакова-Давида всегда вызывают к Торе третьим. В Торе сказано: «Козби, дочь Цура, – родоначальник отчего дома в Мидьяне он» (Бемидбар, 25:15). Раши поясняет, что Цур был одним из пяти царей Мидьяна, как сказано: «Убили они царей Мидьянских: Эви и Рекема, и Цура, и Хура, и Реву» (там же, 31:15). Цур считался главным, самым почтенным из них, как сказано: "глава народов". Но потому, что он опозорил себя, отдав свою дочь (на блуд), он был назван третьим».


Рабби Виловский, by the way, был не последним человеком и в Слуцке, и в еврейской Литве. И если уж его дочь рисковала остаться соломенной вдовой...

2. Когда рабби Йосеф-Бер был раввином Слуцка, один из городских богачей, Шмуэль Симхович, был знатоком Торы, но в то же время был поборником еврейского просвещения. Рабби Соловейчик говорил о нем:
- Если бы не его богобоязненность, Шмуэль давно бы крестился
.

3. Когда рабби Виловский уехал из Слуцка, чтобы стать раввином Бобруйска, там было еще два раввина: хасидский раввин рабби Шмарья-Ноах, и еще один раввин, не понравившийся рабби Яакову-Давиду. Оба раввина ходили в штраймлах. Рабби Яаков-Давид, напротив, не носил штраймл. Он говорил:
- В Бобруйске есть три разновидности раввинов: есть раввин в штаймле, есть раввин без штраймла, а есть штраймл без раввина
.

4. Когда рабби Йосеф-Бер стал раввином Слуцка, к нему пришел сборщик таксы , и заявил:
- Рабби, в город привозят кошерное мясо из других мест!
- И что с того? – спросил раввин.
- Как? – воскликнул сборщик – Ведь его режут чужие резники, и мы понятия не имеем, что это за люди!
- Об этом не беспокойся, - улыбнулся раввин, - если мы считаем кошерным мясо слуцких резников, о которых мы знаем все, то мясо иногородних резников, о которых мы ничего не знаем – тем более.


Это, разумеется, к излюбленным спорам о ритуальном убое...

5. Когда рабби Соловейчик был раввином Слуцка, в городе появились первые ростки еврейского просвещения. Многим это не нравилось, и они хотели принять решительные меры.
Несколько энергичных городских обывателей явились к раввину и заявили:
- Рабби, ересь! Безбожники одолевают, Боже спаси и сохрани!
- Это не так, - спокойно ответил раввин, - побеждает истина.
- Рабби, что вы такое говорите? Как ересь может быть истиной?
- Тем не менее, - ответил раввин, - Эти еретики на самом деле верят в то, что говорят. Поэтому они побеждают и торжествуют. А вот у наших верующих богобоязненность – фальшивая. Потому-то они и проигрывают.


Для разнообразия - история про хасидов из того же источника:

Два любавических хасида из Речицы как-то приехали в Слуцк и остановились в гостинице Некрича. Дело было 19 кислева , и хасидам пришло в голову устроить общественную молитву с возлиянием в честь освобождения автора «Тании».

Поскольку собрать в Слуцке хасидский миньян было непросто, хабадники поставили на стол графин водки и закуску, и угощали каждого, кто заходил в гостиницу. Но одного все равно не хватало. В полночь в гостиницу ворвался перепуганный еврей с криком: «Есть здесь доктор?». «Выпей сначала рюмочку, а доктора сейчас найдем», - сказали ему. Еврей согласился и выпил – к всеобщей радости, поскольку наконец-то собрался миньян.

Тем временем его жена ждала доктора. Видя, что муж все не возвращается, она отправилась на поиски, и услышала звуки веселого празднества, доносившиеся из гостиницы. Заглянув в окно, она узнала среди пляшущих своего мужа.

В гневе ворвавшись в комнату, женщина с криком обрушилась на своего супруга: «Я умираю от страха и беспокойства, что будет с нашим ребенком, а ты тут отплясываешь?!». Однако наш любитель выпивки тоже не полез за словом в карман: «Что ты орешь, дура? Сегодня нитл , и нам заповедано веселиться и плясать!».


(Употребление термина нитл в данном случае представляет особый интерес, поскольку обычно так называли Рождество. То, что в миснагедском источнике так назван "хасидский новый год" - это нарочно или специально.

Ну и в заключении - благочестивая духоподъемная история, которая, по законам жанра, никак не могла произойти в таком виде, а почему, читателям традиционно предлагается выяснить/угадать самостоятельно:

Рабби Ицхак Хохмарк отправился в Америку в качестве посланника слуцкой йешивы. По дороге он задерживался в разных странах по делам своей миссии. Он договорился с рабби Зельцером , что они встретятся в Гамбурге и оттуда поплывут в Америку. Однако рабби Зельцер приехал в Гамбург без гроша за душой, в каких-то лохмотьях. Рабби Хохмарк вынужден был отложить поездку, поскольку нужно было купить рабби Зельцеру билет и приличную одежду. Рабби Хукерман очень переживал из-за этой задержки.
Путь из Европы в Америку занял больше трех недель. На корабле раввины жестоко страдали от качки. Когда судно подошло к острову Эллис , они увидели развивающиеся черные флаги.
Когда они спросили, что это значит, им объяснили, что утонул пароход «Эльба». Услышав это, рабби Хохмарк с благодарностью пожал руку своему спутнику, благодаря которому спасся от гибели.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments