о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Календарное. Йом Кипур - день балов и праздников

Не помню, давал ли уже в ЖЖ ссылку на эту статью, написанную для проекта Я-Тора. Кажется, все-таки нет, поэтому, по традиции, копирую сюда самое интересное

Если верить Башевис-Зингеру (и другим мемуаристом), в довоенной Польше Йом Кипур так же оставался святым днем даже для многих «современных» нерелигиозных евреев, давно переставших соблюдать заповеди. Однако, как мы знаем, воинствующие безбожники и антиклерикалы представляли в то время не только мощную, но и весьма активную и агрессивную силу. Одной из ведущих партий довоенной Польши был социалистический Бунд; большим влиянием пользовались коммунисты («Польская, например, коммунистическая партия состоит сплошь из евреев», - писал Солоневич(3), судя по всему, не слишком преувеличивая), другие левые и социалистические силы. В Лодзи даже выходил журнал Дер фрейденкер («Вольнодумец») – родной брат советского Дер апикойреса («Безбожника») и других изданий Союза воинствующих безбожников.

Религиозные евреи были для них не только идеологическими, но и политическими противниками – поскольку голосовали за «Агудат Исраэль» и другие клерикальные партии. Поэтому с опиумом для народа многие левые боролись не только словом, но и делом – в лучших традициях советской Евсекции и Союза безбожников, регулярно устраивавших в дни главных еврейских праздников антирелигиозные акции, в ходе которых демонстративно нарушали требования иудейского закона.

Обычай отмечать Йом Кипур (согласно традиции, день поста, молитвы и покаяния) балами, пирушками и театральными представлениями возник в середине 80-х годов XIX века в Лондоне, среди еврейских анархистов. (Идеи анархизма были весьма популярны среди евреев, в том числе еврейских иммигрантов, уехавших на Запад из городов и местечек черты оседлости.) Оттуда этот обычай «иммигрировал» за океан, в Нью-Йорк и Монреаль. Мероприятия оказались не только идеологическими выдержанными, но и коммерчески выгодными: так, в 1890 году билет на йом-кипурный бал в Нью-Йорке стоил 30 центов для обычной публики и 15 центов для анархистов. Антирелигиозные празднества с каждым годом собирали все больше участников, так что в 1907 году социалистическая газета Ди вархайт даже обратилась к читателям с редакционной статьей, призывающей проявлять терпимость к тем, кто соблюдает Йом Кипур, поскольку в свободном обществе любой человек имеет законное право исповедовать свою религию.

Однако воинствующих антиклерикалов хватало и в Восточной и Центральной Европе, причем не только в крупных городах, и даже в маленьких местечках. В результате только в межвоенной Польше исследователи насчитывают десятки мест, где Йом Кипур отмечали вразрез с ортодоксальной еврейской традицией.

В небольших городах, где традиции были сильнее, а нравы консервативнее, все проходило достаточно скромно. В «мегаполисах» вроде Варшавы или Лодзи праздновали с размахом – например, снимали цирк на 5 тысяч мест. О предстоящих мероприятиях помещали объявления в газетах – для того, чтобы привлечь дополнительных клиентов, но прежде всего чтобы лишний раз заявить о себе и своих принципах.

Как нетрудно догадаться, танцульки и пирушки в самый святой день еврейского календаря вызывали у многих верующих скрежет зубовных. И поскольку, в отличие от СССР, западные вольнодумцы не имели «крыши» в лице ГПУ, милиции и партийного начальства, дело нередко заканчивалось мордобоем.

Так, в 1898 году нью-йоркский ресторан братьев Геррик (Herrick Brothers Restaurant) поместил в социалистической газете Форвертс объявление, извещавшее, что в Судный день заведение будет открыто для всех посетителей – которых набралось довольно много. Не стерпев такого кощунства и святотатства, верующие евреи, говоря языком New York Times, решили «вколотить уважение к празднику» в вольнодумцев, и обрушились на них с кулаками.

По словам газеты, около ресторана собрались сотни ревнителей благочестия, набрасывавшихся на каждого выходившего. Некий Луис Сильверштейн едва избежал линча – полиция вывела его из опасной зоны, а заодно арестовала нескольких нападавших. Через некоторое время ревнители попытались напасть на четырех еврейских солдат в форме, однако один из них, Морис Шерман, выхватил револьвер и выстрелил в воздух. Ревнители бросились врассыпную – и оказались в руках полицейских, которые обошлись с ними достаточно грубо.

Подобные сцены происходили в Йом Кипур практически ежегодно. Так, в 1915 году New York Sun сообщила о следующем инциденте: кооперативный ресторан, расположенный в Нижнем Ист-Сайде в нескольких блоках от синагоги, объявил, что в Судный день предлагает посетителям не только бесплатный обед, но и сигареты. В какой-то момент зрелище курящих и жующих евреев возмутило богомольцев, и кто-то из них запустил камнем в большое стеклянное окно для ресторана. (Это действие так же запрещено в Йом Кипур, однако в пылу борьбы о таких мелочах, естественно, никто не думает. К тому же правило «По нужде и закону перемена бывает» хорошо известно и в еврейской традиции.) Возмущенные вольнодумцы высыпали на улицу и устроили грандиозную драку с ревнителями, продолжавшуюся, пока не подоспела полиция.

Старый свет старался не отставать от Нового. Так, в 1925 году в Варшаве, в специально снятом театре, в Судный день состоялся многолюдный антирелигиозный митинг, в хоте которого ораторы-вольнодумцы метали громы и молнии в религию в целом и Йом Кипур в частности. Кто-нибудь из ораторов, возможно, прочел стихи вроде тех, что опубликовал в советской газете «Соха и молот» некто Г. Смолицкий:

У Бога —
Тревога,
Смятенье,
Волненье.
У всех на устах:
«Божественный крах».
Забыты все счеты,
Ушли все с работы,
Оставили просто.
Небесная Роста
Полна небывалых известий
О том «грандиозном» протесте,
Что род весь людской всего мира
Готовит для Бога «вампира».
А там, на земле, собрались в колонны.
И, свергнувши
Божьи законы,
Все люди могучею ратью идут
И знамя
Труда они гордо несут.


Поскольку верующих в тот день в театре не было, вечер закончился без происшествий. Однако порой атеисты сами настойчиво искали неприятностей на свою голову. В 1927 году ежедневная варшавская газета Хайнт писала:

У неверуюших все происходило согласно традиции. Независимые социалисты устроили вечер Коль Нидрей, когда различные «канторы» и «канторши» пели в еврейском стиле. И была радость в доме!
Вольнодумцы так же исполнили в этом году свой священный долг, и во время Коль Нидрей устроили собрание в Рабочем доме на Кармелитской улице, 23, во время которого обсуждали религию, Судный день и атеизм.
После того, как собрание закончилось без происшествий, вольнодумцы вышли на улицу и принялись продавать старые номера «Вольнодумца» идущим в синагогу. В результате произошло несколько столкновений между верующими и «святыми разносчиками», торговавшими журналом.
Несколько столкновений так же произошло в течение дня, когда группа вольнодумцев высыпали на Кармелитскую, Дзику и Налевки – одни с сигаретами, другие жуя яблоки. В результате этих провокаций произошла серьезная драка между «демонстрантами» и верующими прохожими. На Кармелитской улице вольнодумцев окатили водой из окна.
В Рабочем доме на Кармелитской, 23 так же устроили бесплатный обед – для тех, кто не мог поесть дома из-за родителей или жен. Желающих получить этот бесплатный обед оказалось так много, что очередь протянулась до дверей здания, около которого собралась большая толпа. Одни возмущались едоками, другие, напротив, их защищали. Время от времени споры становились такими жаркими, что полиция вынуждена была вмешиваться.
Похожие сцены происходили в бундовском «Рабочем уголке», где борьба за обед оказалась столь напряженной, что крики и вопли разносились по всей улице. Кроме того, несколько едоков демонстрировали свой отличный аппетит около окон, причиняя тем самым мучительную боль религиозным евреям, проходившим мимо.


Бесплатные йом-кипурные обеды бундовцы раздавали и в другие годы, и дело не всегда ограничивалось спорами. Как-то раз толпа принялась кидать камни и бить стекла. Возмущенные бундисты высыпали на улицу, вооружившись палками, и разогнали ревнителей благочестия.

У современных читателей демонстративные антирелигиозные выходки социалистов и других воинственных безбожников с большой вероятностью вызовут возмущение и отторжение – слишком уж очевидны параллели с деятельностью их советских современников-единомышленников. Кто, то возможно, увидит в этом крайнее проявление «ассимиляции». Однако, в отличие от пионеров и комсомольцев, за спиной у европейских и американских вольнодумцев не стояла всесокрушающая карательная машина тоталитарного государства – свои провокации они устраивали исключительно на свой страх и риск. А во-вторых и в главных, антирелигиозные акции были призваны не столько позлить верующих, чтобы помочь самим вольнодумцам создать свою новую, секулярную еврейскую идентичность. Или, иными словами – сделать свой еврейский выбор.

В конце концов, ведь только для еврея чашка чаю в Судный день может стать осмысленным действием, а не просто удовлетворением жажды.

Обладатели мордокниги, которым понравилось, традиционно приглашаются лайкать и шарить
ЗДЕСЬ, поскольку это важно для проекта.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments