о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Календарное. Это – замена мне; прими это вместо меня

Навстречу Судному дню - небольшая статья про капарот для проекта Я-Тора.
По традиции, копирую сюда наиболее интересное:

В XIX веке обряд капарот стал объектом жесточайшей критики и насмешек со стороны еврейских просвещенцев и реформистов, полагавших его варварством, дикостью и суеверием. В наши дни к ним присоединились борцы за права животных, считающие его неоправданно жестоким по отношению к курам. Однако гораздо интереснее, что еще в средние века капарот осуждали и пытались запретить многие авторитетные раввины, поскольку, в их глазах, обряд слишком уж отдавал магией и язычеством. Так, рабби Аарон бен Яаков га-Коэн из Нарбонны (XIVвек), писал:

Накануне Судного дня все евреи поступают так: берут петуха и относят его к старцу или благочестивому мужу, и тот несколько раз крутит его над головой человека, ищущего искупления, приговаривая: «Это – вместо такого-то»….Рамбан, благословенной памяти, запретил этот обычай как напоминающий языческий.

Другой известный раввин, рабби Шломо бет Адрет (1235 – 1310), утверждал:

И обнаружил я во многих городах, что многие придерживались следующего обычая: резать старую курицу в качестве искупления (“капара”) за новорожденного мальчика, отрубали курице голову и вешали при входе в дом. И, на мой взгляд, подобная практика есть ничто иное, как “пути эморейские”, и потому я запретил все подобные обряды в своей общине. И да смилостивятся над нами Небеса, чтобы не осталось ничего подобного в наших городах.

И, наконец, рабби Йосеф Каро (Шулхан Арух) объявил капарот «глупым обычаем» (минхаг штут), подлежащим искоренению. Осуждали эту практику и некоторые ашкеназские авторитеты (например, Виленский гаон). Некоторые раввины советовали крутить над головой не курицу, а деньги, а затем отдавать их на благотворительность. Однако все усилия уничтожить этот обычай оказались тщетными. Народная религия восторжествовала, и капарот в «курино-петушином» варианте по-прежнему популярны во многих еврейских общинах, прежде всего среди ультра-ортодоксов.

С Шулхан Арухом же произошла следующая история. В первых восьми изданиях этого галахического свода (включая пять прижизненных) слова «глупый обычай» присутствуют. Однако начиная с Амстердамского издания 1708 года они исчезают! По словам р. Исраэля Зильберштейна, цензор в данном случае действовал «по воле Всевышнего», поскольку народ Израиля, де, проголосовал против р. Йосефа Каро, а евреи, если и не пророки, то сыны пророков». Помимо этого, р. Зильберштейн сослался на известного итальянского раввина р. Шмуэля Абуаба (1610-94), писавшего, что слова «глупый обычай» якобы были вставлены наборщиком – в высшей степени маловероятное утверждение, учитывая пять прижизненных изданий.<2>

В начале ХХ века обряд капарот регулярно изображали на еврейских открытках. <3> Большинство из них было выполнено в сусально-этнографическом духе, однако некоторые из них имели ярко выраженную политическую окраску. По понятным причинам – погромы, черта оседлости, процентная норма… – евреи не слишком любили последнего русского царя. Поэтому неудивительно, что после революции 1905-07 года, а затем после начала Мировой войны в Европе и Америке появляются многочисленные открытки и карикатуры с изображением евреев, совершающих обряд над петухом с головой Николая II. Трудно сказать, насколько эти открытки были популярны у тогдашних евреев. Однако в наши дни они. Нынешние же их главные ценители, в большинстве своем, не имеют к евреям никакого отношения – это антисемиты-монархисты, видящие в этих картинках убедительное «доказательство» ритуального характера убийства царской семьи. (Полемизировать с этими гражданами мы, разумеется, не станем).

Обладатели мордокниги, которым понравилось, традиционно приглашаются лайкать и шарить
ЗДЕСЬ, поскольку это важно для проекта.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments