о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Опера и религиозные чуйства

По меньшей мере один случай, когда истинно православные граждане требовали запретить театральные и оперные представления как "оскорбляющие чуйства", был, как мы знаем, зафиксирован еще в дореволюционной литературе (автора, надеюсь, все помнят):

— Тебя, болвана, не спросились!
— Ты душу из меня, негодяй ты этакий, вынуть хочешь? Душу? — кричал Иван Иванович.
Пётр Сидоров, сапоги бутылками, стоял, — к-к-ка-налья! — отставив ногу и «довольно спокойно», говорил:
— Ругаться есть воля ваша, потому как вы губернаторы и человек военный. А только и я, как, стало быть, председатель местного отдела союза русского народа, дозволить не могу…
— Я «Анатэму» тебе запретил. Сделал удовольствие. Теперь ты до «Демона» добираешься, борода твоя…
.

И вот, прошло каких-то сто лет, и сказка снова стала былью. Сначала был Шостакович, потом - новосибирский "Тангейзер", а теперь вот и до Рихарда нашего Штрауса добрались (хотя ему, впрочем, не впервой):

В Белоруссии перенесли премьеру оперы «Саломея» из-за жалобы православных.

1 сентября в администрацию президента и Генпрокуратуру Белоруссии поступило письмо с требованием отменить показ «Саломеи». Его авторы назвали оперу «дерзким вызовом христианам», заявив, что она искажает библейскую версию казни Иоанна Крестителя и оскорбляет религиозные чувства верующих. В письме подчеркивалось, что премьера постановки пройдет накануне 11 сентября, когда православные отмечают день Усекновения главы Иоанна Крестителя, что, по мнению авторов обращения, можно расценить как глумление над пророком. Письмо призывало привлечь Михаила Панджавидзе к ответственности по статье о разжигании расовой, национальной или религиозной вражды. Копия письма была направлена также в Священный синод Белорусской православной церкви.


Церковная начальство, правда, от этой инициативы откещивается: "Представители БПЦ пояснили, что видели прогон «Саломеи» и не нашли в постановке ничего, что могло бы оскорбить религиозные чувства верующих". Но аз, многогрешный, не знаю, что в данном случае хуже: оскорбленные граждане, пишущие в Спортлото - или вроде как не оскорбившиеся попы, которые, тем не менее, практически официально цензурируют театральные постановки. Сильно подозерваю, что все-таки второе.

Кстати, в январе "Саломею" будут давать и в наших Палестинах. Но я на нее не пойду. Не потому, что "кощунство", а потому, что не люблю эту оперу и ни разу, кажется, не сумел дослушать до конца. Хотя исполнителей вроде обещают пристойных.

Ну и пользуясь случаем - два свидетельства об отношении к опере и театру, соответственно, официального православного духовенства и старообрядческого купечества старой закалки. Желающие традиционно приглашаются угадать авторов без Гугля:

1. По негодованию духовных лиц мы увидели бы, что они любят, и бросились бы анализировать это любимое, рассматривать, может быть, любить. «Христианство есть гроб и смерть», — говорят им. — «Ну, что вы, отнюдь нет, — отвечают они, — сочувствуем всякой радости». —
«Тогда пойдите в театр, но хоть на Бориса Годунова — произведение патриотическое, или на Жизнь за царя, кажется, чего выше». Пропуская молчанием Годунова и Глинку, они говорят: «Театр недостаточно серьезен». Да чт до того, ведь есть же у Александро-Невской лавры амбары хлебные, а торговля запрещена Спасителем? Они это пропускают мимо, или лучше говорят: «Ну, вот, Христос не чуждался земли, ел с мытарями и грешниками». — «Тогда пойдите в оперу». — «Не можем, низко.


2. Когда в нижегородской думе зашел вопрос о постройке нового городского театра, Бугров встал, поклонился почтенным гласным и сказал:
-Ходатайствую пред градскою думой. Стройте театры, где желаете. Только где теперича театры, это место мне продайте. Хорошую цену дам. Уважьте.
Гласные пожелали узнать: зачем Бугрову понадобилось место?
-Родители покойники, тятенька с маменькой, на этом месте жили, дом имели. Легко ли их косточкам, что теперичи здесь театры?
Тогдашний городской голова, барон-судовладелец, спросил, едва сдерживая улыбку:
- А что ж, по вашему мнению, в театре такого делают, что родительские кости должны в гробах переворачиваться?
Бугров посмотрел на него строго:
-Известно, что в театрах делают! Голые бабы через голых мужиков прыгают. Тьфу!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments