о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:

Current reading на злобу дня

Сразу несколько знакомых описали, как оказались в эпицентре буйной демонстрации, устроенной благочестивыми гражданами Израиля, не желающими служить в армии. В связи с этим не могу не процитировать книжку, прочитанную буквально на днях, в которой, среди прочего, автор описывает, как в местечке провожали еврейских рекрутов, призванных в николаевскую армию:

Перед отправлением нашим собралось множество наших граждан, и сам раввин, который напутствовал нас следующими словами: «Дети израильские, по воле небесного и земного царя оставляете вы ныне родину свою и родных и идете на Русь. Храните вы там, посреди языков, законы отцов своих, сколько возможно, а, главное, сохраните веру израильскую. Тогда Господь пребудет с вами на- всегда. Он будет покровительствовать вам, как некогда праотцам нашим, Аврааму, Исааку и Иакову. Повинуйтесь начальникам, слушайтесь их во всем, как своих родителей и учителей, ибо они заменяют ныне вам все и вся. Если будут предлагать вам даже трефное мясо, то не отвергайте и его. Господь видит, что теперь не ваша воля, а без пищи человек жить не может. Вот в чем только сопротивляйтесь, если вам прикажут креститься, это не делайте. Помните, дети, слова вашего раввина. Молю Господа, да поможет он вам в этом» Мы подтвердили слова раввина громким – аминь.

Удивительное дело! Закон о рекрутской повинности от 1827 года был, несомненно, дискриминационным по отношению к евреям. Служба в николаевской армии не шла ни в какое сравнение с АОИ. Условия для исповедания еврейской веры были несравненно хуже. Более того - еврейские солдаты, особенно малолетние кантонисты (которых кагалы сдавали охотнее всего, чтобы не лишаться работников и плательщиков) становились объектом массированной официальной (и весьма успешной) миссионерской кампании (описанной в той же книге в ее наиболее мягком варианте). И тем не менее, за все 30 лет николаевского царства не было никаких демонстраций и протестов. Никаких! От слова совсем.

Более того. Вот еще один рассказ очевидца - о переносе еврейского кладбища в Бресте (знающие израильские реалии поймут):

В те же дни в Новый город было переведено еврейское кладбище. Еврейская община Бреста с ужасом и возмущением услышала о том, что земля, в которой много веков покоились останки многих тысяч людей, будет использована под проектируемые крепостные сооружения и что старое место захоронения со всеми памятниками будет снесено. Если разрушение старого Бреста означало для всех разорение, то весть об осквернении могил прямо-таки разрушительно подействовала на состояние умов. Все усилия, все прошения, все мольбы оставить мертвых в покое оказались тщетными. Власти остались неумолимыми, как судьба, и приказали очистить кладбище.

И это произошло.

Все еврейское население во главе с раввином реб Л. Каценеленбогеном[207] неустанно молилось и постилось. Ничто не помогло. В конце концов пришлось подчиниться жестокому приказу.

Был назначен день этого еще никогда прежде не бывалого извлечения тысяч трупов. Вся еврейская община, молодые и старые, богатые и бедные, в этот день постилась. Каждый хотел принять участие в тяжелой работе. После того как мужчины, да и многие женщины рано утром с сокрушенным сердцем совершили молитву в синагоге — помнится, это происходило в понедельник — и после того, как был прочитан недельный отрывок священного свитка, община отправилась на старое кладбище и там тоже сотворила молитвы. Читали псалмы, просили у мертвых прощения, как это делается на похоронах, а потом приступили к скорбному труду.

Уже за несколько дней до того были сшиты мешочки из серого полотна, чтобы было куда положить останки мертвых. И маленького мешочка оказалось вполне достаточно, чтобы вместить в себя целого человека, который некогда был таким гордым, таким самоуверенным, таким неутомимым в своих желаниях и вожделениях — все это стало теперь легкой горсткой праха.

В работе принимала участие вся община. Содержимое разрытых могил было ссыпано в эти мешочки, перевязано толстой бечевкой и сложено на стоявшие наготове телеги. Здесь все были равны, чины и социальное положение во внимание не принимались. Эта процедура глубоко потрясла людей. Здесь не одна семья горевала о своих ближних, но целый народ скорбел о своих оскверненных мертвых.

Наконец все могилы были опустошены, легкое и все же неподъемно тяжкое содержимое погружено на многочисленные телеги и покрыто черными платками. Кантор сотворил молитву, прочел кадиш[208] (заупокойная молитва), и длинная похоронная процессия отправилась из Старого в Новый город. Многие прошли этот долгий путь босиком. Такого обращения с мертвыми еще не бывало. Правительство прислало военных в качестве почетного эскорта, а частично и потому, что среди вырытых трупов было много жертв большой эпидемии. Солдаты с ружьями на плече шагали тут же рядом с телегами; толпы горожан следовали за ними в глубоком молчании.

На новом кладбище у деревни Березовка, в шести верстах от Старого города, мешочки с прахом тех, кто не имел надгробных камней, были опущены в общую могилу, а останки других покойников захоронены в отдельных могилах под старыми надгробиями.
.

Можно, конечно, предположить, что тогдашние русские евреи и раввины (включая упомянутого Арье-Лейба Каценеленбогена, известного талмудиста и общественного деятеля) были обновленцами, недостаточно (по сравнению с нынешними благочестивцами) знали свою веру и ревновали о ней, и т.д. Но мне почему-то кажется, что дело не в этом.

И в связи с этим вспоминается мне разговор, состоявшийся много лет назад с местным полуюродивым в православном соборе Вильнюса. На вопрос, помогает ли церкви государство (собор выглядел ухоженней многих соседних костелов) наш собеседник огладил бороду и ответил:
- Государства у нас больше нет. У нас республика.

Sapienti sat.
Subscribe

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…