?

Log in

No account? Create an account
Шум времени - о.Арониус
June 24th, 2018
09:36 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Шум времени
Обнаружив сразу в нескольких блогах обсуждение крещения недавно скончавшегося поэта Наума Коржавина, позволю себе процитировать статью Стефани Хофман, которую в свое время переводил для сборника История еврейского народа в России. Том 3. От революций 1917 года до распада Советского Союза (который, пользуясь случаем, всячески рекомендую:

"В некоторых случаях духовные поиски заканчивались крещением. Интерес к христианству характерен для значительной части еврейской интеллектуальной элиты 1960–1970-х гг. Вопреки официальному осуждению всех религий, получить информацию о христианстве было значительно легче, чем об иудаизме. Не говоря уж о Библии на русском языке, наиболее привлекательные для интеллигенции сочинения русских религиозных мыслителей рубежа веков Владимира Соловьева, Константина Леонтьева, Сергея Булгакова, Василия Розанова, Николая Бердяева и других хранились в специальных полузакрытых отделах во многих библиотеках страны и были, таким образом, в некоторой степени доступны. Наконец, еврейские интеллигенты не отворачивались от иудаизма, с которым они были практически никак не связаны, но выбирали духовный путь, который отличался бы от атеистической советской действительности и в то же время укреплял бы их в вере в значимость личности65.

Как справедливо отмечала Джудит Дейч-Корнблат66, многие новообращенные не видели никакого противоречия между своим еврейством (воспринимавшимся, как уже было сказано, как этническая, а не религиозная принадлежность) и принятием православия. Как объясняли многие интервьюируемые, в 1960-е гг. они, не получившие никакого еврейского воспитания, не воспринимали погружение в иудаизм в качестве реальной альтернативы. Об эмиграции в то время речь еще не шла, поэтому присоединение к православной церкви рассматривалось как своего рода внутренняя эмиграция, причем гораздо более легкая, чем соблюдение предписаний еврейской религии67.
В главе своих воспоминаний, посвященной Москве 1970-х гг., Майя Улановская пишет о своей подруге, которая, крестившись, «не только не перестала чувствовать себя еврейкой, но осознала свое еврейство еще глубже после крещения. И это понятно. В нынешней России с Библией знакомятся, кроме специалистов-антирелигиозников, только те, кто в зрелом возрасте пришел к вере. Еврей в России не переходит в христианство, не отрекается от иудаизма, а от голого атеизма приходит к вере. А ближайший путь к вере там — православный.При этом для властей крещеный еврей остается евреем. Для властей даже лучше быть обыкновенным евреем, чем верующим христианином, да еще так, как свойственно неофитам — верующим страстно, активно, вызывающе»68.

Одним из самых известных крещеных евреев был православный священник Александр Мень, оказавший колоссальное влияние на многих интеллигентов, часть из которых крестилась. В числе духовных детей о. Александра были Надежда Мандельштам, поэты Александр Галич (настоящая фамилия
Гинзбург) и Наум Коржавин (Мандель), писатель Феликс Светов (Фридлянд), ориенталист Юрий Глазов, участники правозащитного движения Зоя Крахмальникова, Анатолий Левитин-Краснов, Борис Шрагин, Лев Регельсон,Михаил Меерсон-Аксенов и многие другие, также принявшие православие69.

Как писал Померанц, в 1960-е гг. он не знал ни одного еврейского интеллектуала, сохранившего верность иудаизму:

Я знаком с евреем-священником и с несколькими евреями-православными прихожанами, одним адвентистом и одним католиком. Иудаисты начали мелькать в поле моих связей только после 1968 г., на волне сионизма. Как правило, они начинали с христианства и переходили в иудаизм либо в Израиле, либо по дороге в Израиль, или вообще не были религиозными людьми, а соблюдали национально-религиозные обряды. Думаю, что честная социологическая анкета показала
бы, что среди интеллигентной части московских евреев и сейчас православных больше, чем иудаистов70.


Впрочем, даже активно участвуя в церковной жизни, новообращенные проповедовали терпимость по отношению к евреям, критиковали антисемитизм православной церкви, и проявляли симпатию к Израилю."

Для полноты картины - взгляд на ту же проблему современника-иудея

Демократическое движение представляло собой осложняющий фактор для еврейского движения. Однако самым опасным и непосредственным врагом еврейского пробуждения было и остается по сей день иудео-христианство, центром которого является церковь в Москве, возглавляемая весьма предприимчивым евреем-выкрестом. Пользуясь тем, что евреи, в душах которых просыпается жажда духовности, катастрофически несведущи в иудаизме, и путь к познанию в этом направлении прегражден многими барьерами - языковым, культурным, психологическим, - вышеупомянутый иудео-христианский лидер и его подручные приманивают мятущихся доступностью своего отравленного товара. С некоторых пор этой компанией овладели гигантские амбиции: они решили создать свою церковь и в Израиле и с этой целью стали направлять туда людей, наставляя их вести себя внешне во всем, как евреи, даже изображать из себя верующих евреев. Беда в том, что секуляризованным евреям как в России, так и в Израиле очень трудно ощутить всю опасность и далеко идущие последствия этой затеи.

Пы. Сы. А вот Бродский, вопреки распространенному мнению, так и не крестился. Если верить хорошо знавшему его Ардову - по национальным соображениям.

Current Music: Набукко (Милнес, Раймонди, Бамбри)

(71 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:xgrbml
Date:June 24th, 2018 06:46 am (UTC)
(Link)
Прошу прощения, а у этой статьи есть автор и заглавие? :)
[User Picture]
From:o_aronius
Date:June 24th, 2018 06:47 am (UTC)
(Link)
Стефани Хоффман, Советская еврейская интеллигенция: ее роль и поики идентичности (стр. 291-321).

Оригинал по-английский.
[User Picture]
From:ben_tal
Date:June 24th, 2018 06:54 am (UTC)
(Link)
что касается Бродского - он похоронен на протестантском кладбище острова Сан-Микеле (Венеция).
Вроде бы дело в том, что только протестанты (но не католики и православные) соглашались хоронить людей без вероисповедания.
Так что слухи о крещении только слухи...
[User Picture]
From:xaxam
Date:June 24th, 2018 06:58 am (UTC)
(Link)
А можно какую-нибудь ссылку на некрещение Бродского дать?
[User Picture]
From:o_aronius
Date:June 24th, 2018 07:00 am (UTC)
(Link)
Первоначальный план предполагал его погребение на русской половине кладбища, между могилами Стравинского и Дягилева. Оказалось, что это невозможно, поскольку необходимо разрешение Русской православной церкви в Венеции, а она его не дает, потому что православным он не был...
Источник: http://travelask.ru/questions/48448-pochemu-brodskiy-pohoronen-v-venetsii



Edited at 2018-06-24 07:01 am (UTC)
[User Picture]
From:idelsong
Date:June 24th, 2018 07:08 am (UTC)
(Link)
Давид Каждан говорил, что его интерес к иудаизму был вызван тем, что его близкий друг крестился и впоследствии стал священником. Для него национальные соображения оказались достаточно значимыми, чтобы начать изучать иудаизм.

Он и несколько его друзей создали практически первый иудейский интеллигентский кружок в начале 1970 гг.
[User Picture]
From:arpad
Date:June 24th, 2018 07:34 am (UTC)
(Link)
Напоминает мне историю из сериальчика Homeland про персонажа, который в плену принял ислам просто потому что другого источника для восполнения spiritual needs рядом не имелось.

Забавно что практически никто из пришедших тогда к православию не понимал насколько их дорога была навязанной внешними обстоятельствами.

[User Picture]
From:lakshin
Date:June 24th, 2018 12:06 pm (UTC)
(Link)
Как хорошо не иметь никаких spiritual needs!
[User Picture]
From:janka
Date:June 24th, 2018 07:50 am (UTC)
(Link)
Самое забавное что все примеры это примеры жителей москвы и ленинграда. В украине и белорусии по моему дело обстояло иначе. Там крещение в еврейской интеллигентной среде было гораздо менее распостраненным.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:June 24th, 2018 07:55 am (UTC)
(Link)
Знаю как минимум одну украинскую (киевскую) еврейку, которая в застойные годы не только крестилась, но и стала монахиней.Но в целом да, большинство известных мне примеров тоже столичные.
[User Picture]
From:ilya_dogolazky
Date:June 24th, 2018 08:11 am (UTC)
(Link)
опасность!! Бедные заблудшие овечки, съели отраву
[User Picture]
From:o_aronius
Date:June 24th, 2018 08:14 am (UTC)
(Link)
[User Picture]
From:otkaznik
Date:June 24th, 2018 12:38 pm (UTC)
(Link)
Мне кажется из виду выпускается важный фактор дуальности определения самой еврейской идентичности. Этническая и религиозная компоненты смешаны в единое целое, разделить которое не представлется возможным
[User Picture]
From:vsopvs
Date:June 24th, 2018 02:49 pm (UTC)
(Link)
напоминает Копенгагенскую интерпретацию
From:(Anonymous)
Date:June 24th, 2018 03:01 pm (UTC)
(Link)
хранились в специальных полузакрытых отделах во многих библиотеках страны и были, таким образом, в некоторой степени доступны

Забавно.
From:(Anonymous)
Date:June 24th, 2018 08:50 pm (UTC)
(Link)
Религиозные организации американских евреев, очень много сделавшие для вызволения своих предполагавшихся единоверцев из русского (читай советского) плена и для приема прибывших, были разочарованы весьма слабым энтузиазмом этой публики в отношении синагог. В свою очередь, новые эмигранты удивлялись — чего это их в какие-то там синагоги тянут. Один инженер из Свердловска рассказывал нам о беседе, которая была у него по приезде с координатором еврейского центра в Чикаго.
«Поздравляю, — говорит мне этот „товарищ“ (словечко это, между прочим, и по сей день еще в ходу среди советских беженцев), — теперь вы свободный человек и сможете ходить в синагогу, сколько вам заблагорассудится». Вот чудак человек, да на кой она мне, его синагога…
Подобного рода бездуховность поражала американских евреев, но еще больше их сбивали с толку те интеллигенты, что были в какой-то степени приобщены к так называемому «религиозному возрождению» в Советском Союзе. Почему-то к иудаизму неофиты в своих духовных поисках обращаются далеко не в первую очередь. Гораздо чаще встретишь среди них буддистов, кришнаитов, эзотеристов всевозможных окрасок, толкователей Блаватской и Гурджиева. Не говоря уже о христианстве. Если уж тянет современного русско-еврейского интеллигента в храм, то это скорее православная церковь, чем синагога.
Широкие массы новых эмигрантов, хоть их вообще трудно еще пока назвать верующими, тоже тяготеют к исполнению православных обрядов. Обитатели «Малой Одессы» на Брайтон-бич перед Пасхой отправляются в русские церкви освящать куличи. В России это можно было бы объяснить мимикрией, а чем объяснишь здесь?
Аксёнов В поисках грустного бэби
[User Picture]
From:o_aronius
Date:June 24th, 2018 08:56 pm (UTC)
(Link)
Самым неожиданным заменителем западной идеологической правды оказался иудаизм. Добрые американские евреи взяли над нами опеку; Сдали нам свои бейзменты, одолжили железные походные стулья и сообща подарили менору. Взамен они потребовали, чтобы мы восхитились фантастической религиозной свободой, позволяющей нам — евреям-отщепенцам — есть кошер, носить кипу и поддерживать Израиль.

Мы восхитились. Послушно томились в синагоге, недоумевали на веселом празднике Пурим и даже накладывали тиффилин ("это не больно", — успокаивали соседи).

Проделывая все эти непонятные фокусы, мы старались не обидеть добрых американских евреев и ждали, что будет дальше. А дальше не было ничего. Иудаизм в глухой провинциально-бруклинской трактовке оказался явлением самодостаточным. С ношением талеса и отказом от ветчины религия кончалась. Ритуал — для нас глубоко бессмысленный — вполне удовлетворял наших соседей. Истиной, той самой великой американской истиной, и не пахло.

Одни эмигранты добрались до обрезания, другие — не дальше субботних свечей, но рано или поздно все отошли в сторону. Дружный и бойкий американский иудаизм прокатил мимо. Советские евреи предпочли ему нарядную новогоднюю елку и свиную полукопченую колбасу.

Наша экстравагантная попытка влиться в идеологическое лоно иудаизма прошла как корь: быстро и без видимых последствий.
http://flibusta.is/b/151979/read
[User Picture]
From:steblya_kam
Date:June 25th, 2018 04:01 pm (UTC)
(Link)
Да у меня половина знакомых московских интеллехтуалов - православные евреи. Причём некоторые из них пытались меня поучать на тему душепользительности православия.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:June 25th, 2018 06:42 pm (UTC)
(Link)
Кантор Шапиро в зале мэрии 19-го аррондисмена прочтет доклад "Самодержавие, православие и народность". Вход бесплатный (с) :))
[User Picture]
From:livejournal
Date:July 4th, 2018 09:41 am (UTC)

Ссылочек

(Link)
User sova_f referenced to your post from Ссылочек saying: [...] на перевод очень любопытной статьи о переходе евреев в христианство в советское время [...]
Powered by LiveJournal.com