о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

  • Music:

В Париж на самолете, в Ростов на броневике

И вновь к любимой теме: об особенностях устной истории и формирования национальной памяти.

Журнал "Лехаим" запустил хороший и важный проект - републикацию старых материалов о людях, заслуживающих того, чтобы их помнили. В частности, в последнем номере вышло интервью с Гершон-Бером Джекобсоном, с воспоминанииями о его отце Симоне Якобашвили - одном из тех, кто в сталинские годы пытался противостоять насильственной советской секуляризации.

Материал интересный, человек интересный и достойный. Но каждый раз, когдадело доходит до верифицируемых вещей.

Вот, к примеру, Джекобсон рассказывает о том, как стал журналистом:

Или вот вторая история, рассказанная сыном Якобашвили, у которого было взято интервью:

Мы жили в Париже, когда там проходил судебный процесс по делу советского летчика Николая Кравченко, перелетевшего на своем самолете из Берлина во Францию. В интервью французским газетам Кравченко заявил, что Советский Союз — это огромная тюрьма. Он рассказал и о том, что Сталин готовит кампанию репрессий против еврейской интеллигенции, что скоро начнутся массовые аресты евреев, их будут выселять в Сибирь. Арестовывают и евреев-офицеров, прошедших войну. Он сообщил также об организованном Сталиным убийстве выдающегося актера, художественного руководителя Еврейского театра в Москве Соломона Михоэлса.

С «разоблачением» Кравченко тут же выступила коммунистическая газета «Юманите». Она обвинила летчика во лжи, называла его предателем и фашистом, утверждала, что в Советском Союзе нет антисемитизма. Кравченко подал на «Юманите» в суд. В Париж из СССР с целью поддержать «Юманите» приехали многие известные евреи, в частности генерал Давид Кайзер.


Вот уж, воистину, "не сто, а двести". Кравченко звали Виктором, был он не летчиком, а членом советской закупочной комиссии в Вашингтоне. Про убийство Михоэлса ничего знать не мог, поскольку еще в 43 стал невозвращенцем жил в Америке. Еврейская тема, если верить отчету Берберовой", в ходе процесса не поднималась. Ну и никакого генерала "Давида Кайзера" в советской армии не было. Были генералы Давид Драгунский и Яков Крейзер, ни один из которых на парижском процессе не засветился.

Однако здесь, по крайней мере, понятно, о чем речь и откуда ноги растут. Однако вот другая история - о том, как молодой грузинский еврей Симон Якобашвили оказался в Ростове, где познакомился с 5-м Любавическим ребе:

Летним днем 1918 года молодой человек, без бороды, в дорогом светлом костюме, красивой шляпе и желтых ботинках, с большим количеством денег, сел в Кутаиси в поезд, идущий в Тифлис. В Тифлисе он пересел в поезд, направлявшийся в Ростов, намереваясь оттуда добраться до Петрограда и далее через Варшаву и Прагу — до Милана.

Но намерениям Симона Якобашвили не суждено было осуществиться. В России началась гражданская война между большевиками (красными) и противниками социалистической революции (белыми). Перед Ростовом на поезд, в котором ехал Симон, напали красные, которые арестовали его как шпиона. Выручили деньги. Они не только сохранили ему жизнь, но и помогли въехать в Ростов на броневике под защитой красноармейцев.


История, действительно, совершенно в духе общепринятых представлений о гражданской войне. Но есть нюанс(с): в таком виде она произойти ну никак не могла, как минимум по двум причинам. Во-первых, летом 1918 Австро-Венгрия и Италия находились в состоянии войны (о чем в Кутаиси, подозреваю, знали). Поэтому попасть из Праги в Милан можно было разве что с какой-нибудь австрийской армией. А во-вторых, Советская власть продержалась в Ростове с 10/23 февраля по 20 апр./3 мая 1918 г. 4 мая (н.с.) большевики бежали из Ростова. Так что въехать в город на красном броневике у Якобашвили не было никакой возможности.

Предвосхищая возможные версии: позже эта история тоже не могла случиться. Поскольку летом 1919 в Ростове прочно стоялу белые, а летом 1920 - уже не было в живых 5-го Любавического ребе.

P. S. Посмотрел еще одно интервью из той же серии (тоже с высшей степени достойным человеком - та же история:

Когда накануне первой мировой войны Ребе отправил своих учеников из России для того, чтобы спасти их от рекрутского набора, отец, как и многие другие, уехал в Польшу и долго скрывался в лесу у смолярника, который имел там маленькую смоляную фабричку.

Учитывая, что до войны Польша была русской, и в армию оттуда тоже брали, решительно не понимаю, что это может означать. Может, у кого-нибудь есть идеи?
Subscribe

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…