Прочитанная недавно монография Reconstructing a National Identity: The Jews of Habsburg Austria During World War I в основном не об этом. Однако ответ на заинтересевавший меня вопрос там нашелся, по крайней мере для Австро-Венгрии.
Поскольку в "дуальной монархии", преимущественно в Галиции, Буковине и Венгрии, проживало множество традиционных евреев (в основном хасидов), после начал I Мировой в австро-венгерскую армию было призвано множество ортодоксов и ультра-ортодоксов. Некоторые из них пытались избежать призыва, в том числе с помощью членовредительства, однако, судя по всему, не в больших количествах, чем призывники других национальностей.
Как пишет автрор, в австро-венгерской армии (в отличие от российской или германской) практически не было антисемитизма. Более того, армейское командование по мере сил заботилось о религиозных нуждах еврейских солдат: призвало несколько десятков раввинов в качестве капелланов, издавало солдатские молитвенники, пыталось обеспечить еврейских солдат кошерной пищей (по крайней мере на Песах), позволяло организовывать еврейские богослужения. Однако, по понятным причинам, возможности были весьма ограничены, особенно с вопросах кашрута, поэтому многие религиозные солдаты буквально голодали.
In April 1915, Chaplain Majer Tauber described to the readers of the Österreichische Wochenschrift how most of the Jewish soldiers in his unit,“very religious” Jews from east Galicia and northern Hungary, “suffered great privations to observe the Jewish dietary laws,” eating the regular solider’s mess only when they were utterly debilitated. He, a modern rabbi from Lemberg, comforted them and told them that God would forgive them, especially since they fought a holy war against Russia.
Кроме того, в австрийской армии ультра-ортодоксам, естественно, приходилось служить бок о бок с иноверцами, и даже, хуже того, с "неправильными" вестернизированными евреями, контакты с которыми заправилы общины считали и считают наибольшей опасностью.
И тем не менее, как свидетельствуют факты, приведенные в монографии, ультраортодоксы показали себя весьма неплохими и даже хорошими солдатами:
Jewish newspapers during the war were filled with stories about how Jewish religious objects—especially tfillin, small leather boxes containing Biblical verses on parchment that are bound by leather straps to the head and forearm during morning prayers—saved thelives of Jewish soldiers. One Jewish soldier described the Austrian attack on
Tarnow, Galicia, the signal for which came just after some men in his company had finished morning prayers.A young yeshiva student stormed forth wearing his tfillin, which saved his life when a bullet lodged within it.
The Jüdische Volksstimme in Brünn reported with pride that in the reconquest of Lemberg, Galician Jews went forth to battle wearing their tfillin and reciting the shma,
the central prayer of the Jewish liturgy affirming the belief in one God.
In June 1915, Chaplain Majer Tauber wrote a lengthy report about Jewish bravery during the Austrian offensive in Galicia. Jewish soldiers, he noted, fought valiantly for the fatherland “and also with the consciousness that they were fighting the oppressor of the Jews.”80The Jewish press singled out for praise Galician Jewish soldiers, who fought to avenge loved ones persecuted by the Russians. In May 1915, for example, the Österreichische Wochenschrift attributed the courage of a Galician Hasid to the fact that the Russians had raped his sister and taken his father hostage.
Но, может быть, ультра-ортодоксы хорошо сражались только против русских, которых у них были все основания не любить? (Русскую оккупацию австрийской Галиции евреи называли дер дритте хурбн - третье разрушение, по аналогии с разрушениями Храма). Нет, на других фронтах они тоже проявили себя весьма достойно:
Rabbi Leo Bertisch did so as well when he described a seder on the Italian front in 1917, attended by “Galician Jews with full beards, most of them totally Orthodox, many decorated with medals for their bravery.”
Но, может быть, это все были простолюдины, среди которых не было знатоков Торы? И снова нет. Про йешиботника, бросившегося в атаку в тфилине, мы уже написали. А вот еще свидетельство.
Chaplain Dr. Leo Bertisch, from Deutschbrod, Bohemia, expressed his respect for the rabbinic knowledge of the Jewish soldiers in his unit. Unlike the members of his congregation at home, who were only interested in a good sermon, his Galician, Bukovinian, and Hungarian soldiers wanted to “hear Torah.
Вывод, думаю, очевиден. Как и требовалось доказать, суета вокруг вокруг призыва не имеет никакого отношения ни к еврейской религии, ни даже к изучению Торы. А связана с совершенно другими вещами, имеющими к религии лишь косвенное отношение.
Пы. Сы. Кто такой Фроим-Йосл (вернее, кого так называли в еврейской Галиции), всем, надеюсь, и так понятно.