о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:

Смешанные чувства, или люди гибнут за бухло

Питерский отпуск протекает столь интенсивно, что писать в ЖЖ не остается ни сил, ни времени. Но одним впечатлением все-таки поделюсь по свежим следам. (Хотя не уверен, остались ли среди читающих сей ЖЖ любители и ценители оперы).

В этот приезд мы с с kma_shunra'ой, как обычно, интенсивно осваиваем репертуар Мариинского. Из пяти спектаклей четыре, увы, уже в прошлом. Первые три были вполне аутентичными. Вчера же мы побывали на Сицилийской вечерне Джузеппе нашего Верди. Которую, как это нынче принято в лучших домах Лондона и Парижа, перенесли в другую эпоху.

Большого греха в этом, разумеется, нет. Более того, если все сделать с умом, опера от этого может даже выиграть - как это случилось с той же "Вечерней", которую в Ла Скала перенесли в эпоху Рисорджименто, от чего она заиграла совершенно другими красками (в Ю-Тубе должна быть эта запись). Однако в Мариинке решили сделать ИСТЧО круче:

Постановка режиссера Арно Бернара переносит действие с Сицилии XIII века в Нью-Йорк – в эпоху, знакомую по фильмам «Крестный отец» и «Однажды в Америке»

То, что текст в результате совершенно перестал соответствовать действию, думаю, понятно. ("Арагонский корабль причалил к берегу" - какой, к лебедям, Арагон в ХХ веке?!). Но это, в общем, и не страшно, поскольку все равно по-итальянски. Мелочи вроде американского шерифа, единолично приговаривающего к смертной казни и амнистирующего, тоже спишем на неизбежную усушку-утруску. Веселее другое: изначально патриотический сюжет приобрел в результате следующий вид.

Полицейские накрывают салун, где торгуют запрещенным бухлом. Появляющийся главарь мафии дон Карлеоне Прочида заявляет, что я: а) — отомщу, б) — скоро отомщу и в) — страшно отомщу. После чего восставшие бутлегеры убивают комиссара полиции вместе с оказавшимися рядом тенором и сопрано, и захватывают Капитолий, Сенат и Синод. Конфискация самогона отомщена. Занавес.

При этом все сделамо красиво и масштабно, местами просто замечательно (например, нуднейший балетный акт превратили в сцену в кабаре с блэкджеком и шлюхами чечеткой, канканом и стриптизом - не изменив ни такта вердиевской музыки!). И пели, в общем, весьма и весьма достойно (особенно после 1-го антракта, когда заменили внезапно заболевшего баса, успевшего, увы, к тому времени слить едва ли не лучшую арию оперы). Так что вечер, безусловно, удался, удовольствие было получено. И все равно, осталось ощущение, что большего глумления над духом Верди, с его (местами назойливым) патриотизмом, я еще не видел.

И как этого не видит постановщик, у которого вкус, несомненно, имеется - тайна великая есть.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments