о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Current reading: Бывают странные сближенья

Неторопливо читаючи книжку Александра Панченко-младшего Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект, обнаружил интересные параллели между историей и практиками хлыстов и иудеев.

Что касается истории - согласно Панченко, хлысты, как и евреи, стали жертвами кровавого навета: в середине XVIII века российские следователи предъявили им обвинение ритуальных жертвоприношениях младенцев. В отличие от классического навета, это обвинение особо не опровергалось, в него верили и ученые, и деятели культуры до Мережсковского включительно. Между тем, согласно Панченко, ничего подобного у хлыстов не было.

Относительно практики - вот описание приема неофитов в одно из хлыстовских согласий:

Одетого или одетую вводят в собрание крестный отец и крестная мать. Когда введут в собрание, крестный отец дает в руки присоединяющимся икону, а крестная мать зажженную свечу. ‹...› Заправитель собраний спрашивает присоединяющихся: для чего ты пришел или ты пришла к нам? Присоединяемые, наученные крестными отцом и матерью, отвечают: «Потрудиться, с вами Богу помолиться», — или иначе: «Спасову образу помолиться да с вами поводиться». «С нами трудиться трудно, — замечает присоединяющий, — у нас заповеди есть: мужу с женою жить как брату с сестрою, женатым разжениться, не женатым не жениться; знай, что жене нельзя даже для мужа обед собрать. Если даже дочь твоя родит, то к ней нельзя ходить шесть недель». Присоединяемые отвечают «Помолитесь за меня государю-батюшке Данилу Филипповичу»... Затем присоединяющий требует хмельных напитков не употреблять, на крестины и свадьбы не ходить, всех присутствующих считать своими братьями и сестрами и данных при принятии отца и матерь чтить более братьев, сестер и крестных по плоти (вероятно, имеются в виду крестные родители по православному обряду. — А. П.). Относительно того, что будет происходить на радениях и какие будут петь песни, никому не говорить, даже родным отцу и матери... В церковь ходить можно, но церковных молитв не повторять, а творить молитву так: «Господи Иисус Христос, государь Сын Божий, помилуй нас, аминь». На каждое требование присоединяемые отвечают теми же словами: «Помолитесь за меня, государи-приятели». Когда обеты даны, на присоединяемых надевают особый крест с лучами, и присоединяемые объявляются принятыми. После присоединения происходит радение

Для тех, кто в теме, параллели, полагаю, очевидны. Для тех же, кто нет, вот отрывок из трактата Талмуда Йевамот:

Учили мудрецы: нееврею, который в наши дни пришел, чтобы обратиться, говорят: «Зачем тебе становиться евреем? Разве ты не знаешь, что [сыны] Израиля сейчас — болящие, униженные, угнетенные, и страдания обрушиваются на них?» Если ответит: «Я знаю, но не считаю себя достойным...» — принимают его немедленно, и сообщают ему некоторые из легких заповедей и некоторые из трудных заповедей, и говорят ему о грехе [неисполнения заповедей о] колосках, забытом снопе, крае поля и десятины бедным. И извещают его о наказаниях [за неисполнение] заповедей.
И говорят ему: «Знай, что до тех пор, пока ты не дошел до этого уровня, [если] ты ел нутряное сало — не получал наказания карет, нарушал субботу — не получал наказания скила, теперь же если поешь нутряное сало — получишь наказание карет, нарушишь субботу — будешь побит камнями...» Так же сообщают ему о награде, и говорят ему: «Знай, что Мир Грядуший создан только для праведников, а [сыны] Израиля в наше время не в состоянии выдержать ни слишком много благ, ни слишком много страданий...»
Для чего говорят: «Зачем тебе становиться евреем?..» и сообщают ему некоторые из легких заповедей и некоторые из трудных заповедей? [Потому что] если уйдет — пусть уйдет


Иными словами, и иудеи, и хлысты, во-первых, сообщали потенциальному неофиту часть своих законов, а во-вторых, подчеркивали, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, если он будет настаивать на своем выборе. Зачем это делалось, вполне понятно - чтобы отпугнуть случайных людей, которые впоследствии могут сломаться, раскаяться в своем выборе и вернуться в прежнее состояние.

И вот тут, ИМХО, возникает вопрос. Почему таких людей боялись хлысты, очевидно: секта была вне закона, принадлежность к ней каралась вплоть до смертной казни, любой ренегат мог оказаться доносчиком? Однако кого и чего могли бояться авторы талмудического законодательство? Какую (физическую, а не метафизическую) угрозу могли нести неофиты, вернувшиеся в язычество? Что они могли сообщить о религии, чьи практики были известны, а главное - совершенно законны (вплоть до тех, которые для всех остальных считались криминалом).

Опять же, случаи, когда язычник принимал иудаизм, а затем возвращался к язычеству, известны - никаких последствий для евреев это не имело: "Береника уговорила Полемона, царя киликийского, принять обрезание и жениться на ней. Таким путем она рассчитывала покончить со всеми сплетнями. Полемон согласился на это, особенно ввиду ее богатства. Впрочем, этот брак продолжался недолго: Береника, как говорят, вследствие своей невоздержанности, вскоре покинула Полемона, который при этом отказался от иудаизма" (Иудейские древности, 20:7:3).

В общем, буду рад умным и интересным мнениям.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments