Что касается истории - согласно Панченко, хлысты, как и евреи, стали жертвами кровавого навета: в середине XVIII века российские следователи предъявили им обвинение ритуальных жертвоприношениях младенцев. В отличие от классического навета, это обвинение особо не опровергалось, в него верили и ученые, и деятели культуры до Мережсковского включительно. Между тем, согласно Панченко, ничего подобного у хлыстов не было.
Относительно практики - вот описание приема неофитов в одно из хлыстовских согласий:
Одетого или одетую вводят в собрание крестный отец и крестная мать. Когда введут в собрание, крестный отец дает в руки присоединяющимся икону, а крестная мать зажженную свечу. ‹...› Заправитель собраний спрашивает присоединяющихся: для чего ты пришел или ты пришла к нам? Присоединяемые, наученные крестными отцом и матерью, отвечают: «Потрудиться, с вами Богу помолиться», — или иначе: «Спасову образу помолиться да с вами поводиться». «С нами трудиться трудно, — замечает присоединяющий, — у нас заповеди есть: мужу с женою жить как брату с сестрою, женатым разжениться, не женатым не жениться; знай, что жене нельзя даже для мужа обед собрать. Если даже дочь твоя родит, то к ней нельзя ходить шесть недель». Присоединяемые отвечают «Помолитесь за меня государю-батюшке Данилу Филипповичу»... Затем присоединяющий требует хмельных напитков не употреблять, на крестины и свадьбы не ходить, всех присутствующих считать своими братьями и сестрами и данных при принятии отца и матерь чтить более братьев, сестер и крестных по плоти (вероятно, имеются в виду крестные родители по православному обряду. — А. П.). Относительно того, что будет происходить на радениях и какие будут петь песни, никому не говорить, даже родным отцу и матери... В церковь ходить можно, но церковных молитв не повторять, а творить молитву так: «Господи Иисус Христос, государь Сын Божий, помилуй нас, аминь». На каждое требование присоединяемые отвечают теми же словами: «Помолитесь за меня, государи-приятели». Когда обеты даны, на присоединяемых надевают особый крест с лучами, и присоединяемые объявляются принятыми. После присоединения происходит радение
Для тех, кто в теме, параллели, полагаю, очевидны. Для тех же, кто нет, вот отрывок из трактата Талмуда Йевамот:
Учили мудрецы: нееврею, который в наши дни пришел, чтобы обратиться, говорят: «Зачем тебе становиться евреем? Разве ты не знаешь, что [сыны] Израиля сейчас — болящие, униженные, угнетенные, и страдания обрушиваются на них?» Если ответит: «Я знаю, но не считаю себя достойным...» — принимают его немедленно, и сообщают ему некоторые из легких заповедей и некоторые из трудных заповедей, и говорят ему о грехе [неисполнения заповедей о] колосках, забытом снопе, крае поля и десятины бедным. И извещают его о наказаниях [за неисполнение] заповедей.
И говорят ему: «Знай, что до тех пор, пока ты не дошел до этого уровня, [если] ты ел нутряное сало — не получал наказания карет, нарушал субботу — не получал наказания скила, теперь же если поешь нутряное сало — получишь наказание карет, нарушишь субботу — будешь побит камнями...» Так же сообщают ему о награде, и говорят ему: «Знай, что Мир Грядуший создан только для праведников, а [сыны] Израиля в наше время не в состоянии выдержать ни слишком много благ, ни слишком много страданий...»
Для чего говорят: «Зачем тебе становиться евреем?..» и сообщают ему некоторые из легких заповедей и некоторые из трудных заповедей? [Потому что] если уйдет — пусть уйдет
Иными словами, и иудеи, и хлысты, во-первых, сообщали потенциальному неофиту часть своих законов, а во-вторых, подчеркивали, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, если он будет настаивать на своем выборе. Зачем это делалось, вполне понятно - чтобы отпугнуть случайных людей, которые впоследствии могут сломаться, раскаяться в своем выборе и вернуться в прежнее состояние.
И вот тут, ИМХО, возникает вопрос. Почему таких людей боялись хлысты, очевидно: секта была вне закона, принадлежность к ней каралась вплоть до смертной казни, любой ренегат мог оказаться доносчиком? Однако кого и чего могли бояться авторы талмудического законодательство? Какую (физическую, а не метафизическую) угрозу могли нести неофиты, вернувшиеся в язычество? Что они могли сообщить о религии, чьи практики были известны, а главное - совершенно законны (вплоть до тех, которые для всех остальных считались криминалом).
Опять же, случаи, когда язычник принимал иудаизм, а затем возвращался к язычеству, известны - никаких последствий для евреев это не имело: "Береника уговорила Полемона, царя киликийского, принять обрезание и жениться на ней. Таким путем она рассчитывала покончить со всеми сплетнями. Полемон согласился на это, особенно ввиду ее богатства. Впрочем, этот брак продолжался недолго: Береника, как говорят, вследствие своей невоздержанности, вскоре покинула Полемона, который при этом отказался от иудаизма" (Иудейские древности, 20:7:3).
В общем, буду рад умным и интересным мнениям.