о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Сердце мое на востоке

В некотором смысле на тему недавного скандала вокруг идиотской кампании про русских/русскоязычных израильтян:

Минпрос Израиля берет курс на Восток. В новом учебном году школьникам предложат углубленно изучать наследие евреев - выходцев из Северной Африки и стран Востока (мизрахим), а также их вклад в развитие Израиля.
"Отчет комиссии Биттона позволит реализовать в системе образования изучение наследия восточного еврейства, что будет отражено и в экзаменах на аттестат зрелости, теперь молодежь будет знакомиться с полной историей нашего народа", - пояснил министр просвещения Нафтали Беннет.
В списке обязательной литературы появится больше произведений авторов – выходцев из Северной Африки и с Востока.


И таки что я могу сказать. Аз, многогрешный, безусловно рад за восточных евреев и их культуру. Но все-таки хочется заметить, что, помимо этих мужей правды и совета, в Израиле проживают сотни тысячи русскоязычных евреев и их потомков. И если благопопечительное начальство столь озабочено тем, чтобы "молодежь познакомиться с полной историей нашего народа", то почему бы, параллельно с этой программой, не ввести такое же углубленное изучение - нет, даже не русской, но хотя бы русско-еврейской культуры? Сиречь - произведений русских писателей еврейского происхождения, в чьем творчестве присутствуют сильные еврейские мотивы (Бабель, Гроссман, Эренбург, Галич, Мандельштаммм, Бруштейн...), а так же тех, кто позиционировал себя как еврейский писатель, пишущий по-русски (Жаботинский, Канович). Нешто "Одесские рассказы" не заслуживают изучения хотя бы наравне с творчеством "выходцев из Северной Африки и с Востока".

Или возмем не литературу. "Сионистске подполье в Ираке" - это, наверно, важно и интересно - а как насчет хабадского подполья в советской России. Отказники и деятели еврейского возрождения - они что, не заслуживают чего-то большего, чем тот бред, который мне довелось читать в одном здешнем учебнике словесности?

Кто-нибудь верит, что такая программа в обозримом будущем появится в израильских школах? Или хотя бы что для ее разработки создадут спецкомиссию под председательством какой-нибудь Дины Рубиной? То-то и оно-то, братцы, то-то и оно-то(с).

Пы. Сы. Что же касается новой министерской инициативы, то не могу не процитировать отрывок из книги, которую мне довелось переводить. Поскольку, боюсь, в новой программе ничего такого не будет:

Я вызвался быть воспитателем в местной начальной школе в Баке, где был огромный наплыв детей иммигрантов из Северной Африки. Я молился с ними каждое утро и после школы был для некоторых их них чем-то вроде старшего брата.
Эти новые иммигранты, к огорчению всей школы и их одноклассников, в жизни не слышали о зубной щетке и пасте для зубов. Ничтоже сумняшеся и почитая себя очень умным, я купил всем моим питомцам по щетке и тюбику пасты, и мы все вместе начали чистить зубы перед ежедневной молитвой. Через некоторое время один из моих подопечных сказал мне, что его дедушка, бывший хахамом – раввином – в стране исхода, хочет встретиться со мной. Мальчик сказал мне, что есть кое-какие сложности с чисткой зубов.
На следующий день, собравшись духом, я отправился на встречу. Внук переводил своему престарелому дедушке с морщинистым лицом, смеющимися глазами и благообразной бородой, но явно без единого зуба во рту (я бы все равно не понял, что он говорит, даже если бы он говорил на иврите, еще я помню, как я про себя удивился, как он с таким ртом берется судить о чистке зубов).
– Знаете, – сказал он, поблагодарив меня за молитвы с его внуком и поинтересовавшись, откуда я, – наши рты священны, особенно когда мы молимся Богу. Тора учит нас, что Бог вдохнул в нас живую душу, а «Таргум» поясняет, что здесь подразумевается дарование речи, способности к общению. Когда ночью мы спим, наше тело отдыхает, но душа поднимается к небесам, чтобы отчитаться перед Создателем вселенной за все наши дела. Когда мы просыпаемся, душа возвращается так же, как вышла, через наши рты. Первые слова молитвы не должны быть запятнаны ничем другим. А вы заставляете мальчиков марать их чистые, священные рты, которые только что возвратились от Бога, какой-то грязной пастой.
Я смущенно промямлил ему мои извинения, и с тех пор мы стали чистить зубы после утренней молитвы.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments