Минпрос Израиля берет курс на Восток. В новом учебном году школьникам предложат углубленно изучать наследие евреев - выходцев из Северной Африки и стран Востока (мизрахим), а также их вклад в развитие Израиля.
"Отчет комиссии Биттона позволит реализовать в системе образования изучение наследия восточного еврейства, что будет отражено и в экзаменах на аттестат зрелости, теперь молодежь будет знакомиться с полной историей нашего народа", - пояснил министр просвещения Нафтали Беннет.
В списке обязательной литературы появится больше произведений авторов – выходцев из Северной Африки и с Востока.
И таки что я могу сказать. Аз, многогрешный, безусловно рад за восточных евреев и их культуру. Но все-таки хочется заметить, что, помимо этих мужей правды и совета, в Израиле проживают сотни тысячи русскоязычных евреев и их потомков. И если благопопечительное начальство столь озабочено тем, чтобы "молодежь познакомиться с полной историей нашего народа", то почему бы, параллельно с этой программой, не ввести такое же углубленное изучение - нет, даже не русской, но хотя бы русско-еврейской культуры? Сиречь - произведений русских писателей еврейского происхождения, в чьем творчестве присутствуют сильные еврейские мотивы (Бабель, Гроссман, Эренбург, Галич, Мандельштаммм, Бруштейн...), а так же тех, кто позиционировал себя как еврейский писатель, пишущий по-русски (Жаботинский, Канович). Нешто "Одесские рассказы" не заслуживают изучения хотя бы наравне с творчеством "выходцев из Северной Африки и с Востока".
Или возмем не литературу. "Сионистске подполье в Ираке" - это, наверно, важно и интересно - а как насчет хабадского подполья в советской России. Отказники и деятели еврейского возрождения - они что, не заслуживают чего-то большего, чем тот бред, который мне довелось читать в одном здешнем учебнике словесности?
Кто-нибудь верит, что такая программа в обозримом будущем появится в израильских школах? Или хотя бы что для ее разработки создадут спецкомиссию под председательством какой-нибудь Дины Рубиной? То-то и оно-то, братцы, то-то и оно-то(с).
Пы. Сы. Что же касается новой министерской инициативы, то не могу не процитировать отрывок из книги, которую мне довелось переводить. Поскольку, боюсь, в новой программе ничего такого не будет:
Я вызвался быть воспитателем в местной начальной школе в Баке, где был огромный наплыв детей иммигрантов из Северной Африки. Я молился с ними каждое утро и после школы был для некоторых их них чем-то вроде старшего брата.
Эти новые иммигранты, к огорчению всей школы и их одноклассников, в жизни не слышали о зубной щетке и пасте для зубов. Ничтоже сумняшеся и почитая себя очень умным, я купил всем моим питомцам по щетке и тюбику пасты, и мы все вместе начали чистить зубы перед ежедневной молитвой. Через некоторое время один из моих подопечных сказал мне, что его дедушка, бывший хахамом – раввином – в стране исхода, хочет встретиться со мной. Мальчик сказал мне, что есть кое-какие сложности с чисткой зубов.
На следующий день, собравшись духом, я отправился на встречу. Внук переводил своему престарелому дедушке с морщинистым лицом, смеющимися глазами и благообразной бородой, но явно без единого зуба во рту (я бы все равно не понял, что он говорит, даже если бы он говорил на иврите, еще я помню, как я про себя удивился, как он с таким ртом берется судить о чистке зубов).
– Знаете, – сказал он, поблагодарив меня за молитвы с его внуком и поинтересовавшись, откуда я, – наши рты священны, особенно когда мы молимся Богу. Тора учит нас, что Бог вдохнул в нас живую душу, а «Таргум» поясняет, что здесь подразумевается дарование речи, способности к общению. Когда ночью мы спим, наше тело отдыхает, но душа поднимается к небесам, чтобы отчитаться перед Создателем вселенной за все наши дела. Когда мы просыпаемся, душа возвращается так же, как вышла, через наши рты. Первые слова молитвы не должны быть запятнаны ничем другим. А вы заставляете мальчиков марать их чистые, священные рты, которые только что возвратились от Бога, какой-то грязной пастой.
Я смущенно промямлил ему мои извинения, и с тех пор мы стали чистить зубы после утренней молитвы.