Среди прочего, сей указ гласил:
Понеже известно ныне в Синоде учинилось, что некоторые злодеи, исповедываяся духовным своим отцам, грехов своих, объявляют на исповеди и злодейственное свое намерение, не с раскаянием, и отложением умышления, но с непременным злаго того действия желанием; а отцы духовные объявлять того никому не дерзают, вменяюще то грех быти, что не есть грех, но полезное хотящаго быть злодейства пресечении, и от такого необъявления многия происходят вредные действа; того ради, по Именному Его Величства, Всепресветлейшего, Державнейшего, Петра Великаго, Императора и Самодержца Всероссийскаго, указу, Святейший Правительствующий Синод судил за благо сим объявлением показать ясно:
Дабы каждый священник ведал, что если кто при исповеди объявит духовному отцу своему некое несделанное, но еще к делу намеренное от него воровство, наипаче же измену, или бунт на Государя, ли на Государство, или злое умышление на честь или здравие Государево и на фамилию Его Величества,что отсюда познать мощно: если повелит ему духовный отец если повелит ему духовный отец именем Божиим отстать всеконечно от намерения своего злаго, а он молча и аки бы сумняся, или оправдая себя, в том непременен явится: то должен духовник не токмо его за прямо исповеданные грехи прощения и разрешения не сподоблять (не есть бо исповедь правильная; аще кто не всех беззаконий своих кается) но и донести вскоре о нем, где надлежит
С тех пор прошли века, идеи абсолютизма и полицейского государства, кои исповедовал Петр, вышли из моды и сменились идеями либеральными и просвещенными - и вот в новостях мы читаем следующее:
В Австралии священников могут обязать докладывать полиции об исповедях насильников.
Австралийские законодатели рассмотрят рекомендации, согласно которым, католическим священникам будет грозить уголовное преследование, если они не донесут полиции о случаях сексуального насилия, о которых услышали во время исповеди, сообщает BBC.
Кстати, обратим внимание на торжество прогресса и просвещения. Петровский указ требовал доносить только в случае отсутствия видимых знаков раскаяния. Австралийсккое предложение такого ограничительное условие, кажется, не ставит.
Интересно будет посмотреть, чем кончится дело и как поведет себя католическая церковь (которая, естественно, пока упорно сопротивляеся). Отметим лишь, что в ее истории в этом смысле имелись весьма достойные прецеденты:
Утром 20 марта 1393 года во время встречи короля Вацлава IV с архиепископом пражским Яном из Йенштейна в Храме Девы Марии под цепью король приказал схватить и заточить в тюрьму бывших в свите архиепископа Яна Непомуцкого, Микулаша Пухника, пробста Вацлава Кноблоха и Непра из Роупова. Вскоре товарищи Яна были отпущены, а Ян умер от мучительных пыток. После этого тело его сбросили в мешке с Карлова моста во Влтаву. В 1433 году хронисты выдвинули предположение, весьма вероятное, но точно не доказанное, что Ян отказался раскрыть королю тайну исповеди королевы, духовником которой он был.